Приемы и методы работы над композицией
Художественное конструирование— особенная область творчества, со собственными методами работы и профессиональными приёмами. Эта часть знаний связана с методикой художественного конструирования, и, конечно, приобретается она не только посредством особой методической литературы, но в первую очередь в ходе самой работы, на протяжении накопления практического опыта.
Не смотря на то, что эта книга посвящена теоретическим базам композиции, всецело отвлечься от методических вопросов нереально. Исходя из этого, разглядывая качества композиции и отдельные свойства, углубляясь в анализ ее средств, в ряде мест нужно коснуться методов и приёмов художественного конструирования, в частности художественно-конструкторского анализа, выбора главной последовательного проведения и идеи композиции ее на всех этапах работы.
Приемы работы над разными изделиями кроме этого имеют много своеобразного. Одно дело—вести художественно-конструкторскую создание автомобиля , связанную с плазовыми организацией и чертежами сложных поверхностей, и совсем иное — принимать участие в проектировании гаммы агрегатируемых станков, где основное — предусмотреть возможность создания всегда нового гармоничного целого из тех же исходных элементов.
Одно дело — современные приемы работы над ювелирными по пластике наручными часами с узким распределением световых бликов, и совсем второе— приемы разработки интерьеров вагонов либо автобусов. Тут и собственные способы макетирования, и собственный графический язык, и собственные особенности всего процесса работы.
Исходя из этого так ответственна разработка методик художественного конструирования в каждой типологической области техники.
Формирование способов художественного конструирования должно включать кроме этого предстоящее совершенствование богатого арсенала этих своеобразных рабочих средств: разных форм эски-зирования, будь то на бумаге либо в пенопласте, пластилине, картоне и т. п., отработки и выполнения формы в проекте (отмывки, покраски, работы посредством аэрографа, фотомонтажей и т. п.). Серьёзным этапом есть и изготовление окончательных натурных макетов, завершающих стадию художествен-но-конструкторской разработки проекта.
Роль макетирования в дизайне очень громадна, так когда объемное изображение полностью позволяет подробно отработать форму.
То, что в ортогональных, кроме того превосходно открашенных чертежах казалось верным, в натурном макете может "настойчиво попросить" важной корректировки. Особенно серьёзен макет для нюансной отработки формы, уточнения таких узких проявлений композиции, как взаимодействие и распределение световых бликов, переходов от одной сложной поверхности к второй и т. д.
По большому счету неприятность развития способов проектирования в дизайне (как и в инженерном конструировании) получает на данный момент все громадную актуальность и, думается, решить ее возможно только на базе увеличения теоретического уровня технической эстетики как науки. В действительности, необходимость новых, значительно более действенных способов проектирования неразрывно связана с автоматизацией многих видов работ, что требует перехода от эмпирического уровня знаний к теоретическому в науке о дизайне в композиции и целом—в частности.
Изучение всех составляющих процесса дизайнерского творчества должно привести к моделированию этого процесса в целом, а после этого и в типологических областях.
В некоторых областях техники уже начинают неспешно доходить к разработке методик, основанных на опытных знаниях по композиции [21].
Форма — формообразование — композиция.
Читатель, быть может, уже увидел, что в книге видятся три этих понятия. Обращение все время идет о форме, но говорится и о формообразовании, а в заглавии книги указан второй предмет— композиция.
Нет ли тут несоответствия? Нет, каждое из этих понятий имеет собственный значение.
Форма — понятие значительно более широкое, нежели композиция. Камень, поднятый нами на берегу, имеет подчас завораживающе прекрасную форму, но было бы нелепо “сказать о его композиции. Лишь в образном смысле это композиция, «созданная» природой.
Формой владеет любой предмет, но лишь в случае если форма станка создавалась целенаправленно, осмысленно, возможно сказать о его композиции. Так, композиция имеется организованная форма. Очевидно, она может иметь и недочёты.
Скажем, в чем-то потеряна целостность, поскольку неясны связи элементов, неточно выражены пропорции, появилась немасштабность и т. п. Но потому, что мы говорим о композиции, тем самым предполагается все же некоторый уровень организованности формы.
В понимании самой природы композиции имеется, очевидно, и собственные нюансы. Возможно, к примеру, утверждать, что композиция данной автомобили в принципе неверна, но это еще не означает, что форма ее никак не организована.
Представим на 60 секунд, что проектировщики по каким-то соображениям упрятали за кожухи все те части технической структуры, каковые в полной мере имели возможность бы быть открытыми, и наряду с этим кроме того придали бы изделию некую ясность. Но прием аналогичного излишнего «кожухования» в этом случае фальшивый.
Он дезинформирует о функционально-конструктивных изюминках автомобили, к тому же без потребности затрачивается лишний металл. Композиция— это организованность формы с учетом как функционально-конструктивных и технологических факторов, так и последовательности закономерностей, продиктованных требованиями гармонизации формы.
Наконец, формообразование — это процесс создания формы изделия опять-таки на базе учета наиболее значимых объективных факторов, и закономерностей композиции. Процесс формообразования начинается как бы с двух сторон — от инженерной разработки автомобили, от ее компоновки в соответствии с заданными условиями и техническими требованиями, с одной стороны, а с другой — от дизайнерской разработки формы в соответствии с закономерностями композиции.
Благодаря прекрасно осуществляемой координации оба потока формообразования в определенный момент сливаются в одно неспециализированное русло. По самой природе собственной деятельности и месту в ходе формообразования станков и автомобилей инженер-конструктор в намного большей мере учитывает объективные основополагающие факторы формообразования, исходя из этого именно он обязан своевременно корректировать движение разработки художественно-конструкторского проекта.
без сомнений, и в художественно-конструкторском проекте часто появляются прогрессивные идеи формообразования, требующие каких-то значительных трансформаций в технической структуре автомобили. В этом случае, идя уже от принципа определившейся композиции, инженер обязан в чём-то скорректировать компоновку автомобили.
Такова структура теории композиции применительно ко всем областям техники.
Пространственная структура взаимообусловлены: пространственная организация формы отражает ее тектонические характеристики, а тектоника в значительной мере определяет объемно-пространственную структуру изделия. К отклонениям от этого правила относятся все те случаи, в то время, когда ОПС очевидно противоречит объективному для данного изделия тектоническому характеру либо в то время, когда ложно выражена работа сил.