Пшеница без колес
В то время, когда вагонов не достаточно, громадный урожай делается проблемой. Рекордный урожай зерна в текущем году, очень, обострил проблему дефицита вагонов для его перевозки.
Аграрии и железнодорожники опять сошлись в непримиримом споре. Добавится ли от этого вагонов?
Аграрии пробуют доказать, что вывозить урожай просто не на чем. Вследствие этого цена на пшеницу в самых изобильных регионах может упасть ниже уровня рентабельности.
Имеется якобы кроме того угроза порчи части урожая. Со своей стороны железнодорожники уверяют, что вагоны для перевозки зерна имеется. А сама неприятность сложней, чем представляется.
Исходя из этого в следующем году они собираются создать спецкомпанию, которая будет заниматься не только транспортировкой аграрных грузов, но и выстроит 5 отгрузочных элеваторов, и примет участие в реконструкции 17 уже действующих.
По статистике РЖД, по России ездят практически 30 тысяч зерновых вагонов — хопперов. Вице-президент Российского зернового альянса Александр Корбут именует кроме того громадную цифру — 33 тысячи вагонов.
Но наряду с этим говорит, что 25 тысяч из них задействованы на перевозке цемента и других сыпучих строительных материалов. Отмыть их дочиста нереально, исходя из этого для перевозки зерна они негодны. А из оставшихся 8 тысяч практически добрая половина старше 22 лет и просится на пенсию.
Причем с учетом замыслов развития сельского хозяйства к 2012 году аграриям пригодится дополнительно еще хотя бы 10 тысяч вагонов.
В принципе данный спор не заканчивается столько же лет, сколько существует железная дорога. Но на данный момент, наверное, дело начало сдвигаться с мертвой точки.
В дискуссию, по отечественным данным, вмешался первый помошник премьер-министра Виктор Зубков и внес предложение сторонам, мягко говоря, оптимизировать позиции.
Зерновики признают, что груз у них сезонный. И с этим, наверное, нужно будет смириться всем.
Помимо этого, Александр Корбут согласен с тем, что более 700 точек отгрузки зерна по стране — это многовато. Не редкость, что составы формируются практически в чистом поле. Маневровый тепловоз таскает по одному вагону на громадные расстояния.
Вследствие этого оборот хопперов весьма медленный.
Дабы победить эту проблему, зерновики также поддерживают постройку элеваторов. Но приглашают к партнерству государство — агробизнесу самостоятельно эту работу не осилить.
Аналитики отмечают, что, пока зерновые компании не обзаведутся собственными хопперами, у них будут появляться проблемы с транспортировкой. Александр Корбут на это отвечает, что до тех пор пока приобретение вагона экономически невыгодна: цены на хопперы за последние 3-4 года выросли у нас в стране в 3 раза, и затраты окупаются за 12-15 лет.
А самый долгий льготный кредит для аграриев — десятилетний. Исходя из этого частных хопперов у нас в стране всего 700 штук.
Причем в тарифе на перевозку львиная часть приходится на инфраструктурные услуги железнодорожников. А так называемая вагонная составляющая не превышает 20 процентов. Другими словами именно на столько снизятся затраты на перевозку у того, кто приобретёт себе вагон.
Зерновой альянс предлагает так повысить вагонную составляющую (не меняя тариф), дабы сократить срок окупаемости нового вагона хотя бы до 9 лет. На таких условиях предприниматели готовы стать вагоновладельцами.
Кое-какие специалисты подозревают, что железнодорожники не горят жаждой отдавать кроме того часть растущего рынка зерновых перевозок. Исходя из этого они и создают компанию, специализирующуюся на аграрных перевозках.
По замыслу она начнет функционировать лишь в следующем году. Предложения зерновиков, в случае если и будут приняты, дадут эффект еще позднее.
Исходя из этого вопрос о том, что будет с урожаем-2008, остается открытым. Согласно расчетам, он достигнет 95 миллионов тысячь киллограм. Это практически на 13 миллионов тысячь киллограм больше, чем в прошедшем сезоне. Тогда также были неприятности с транспортировкой зерна.
Но выручила Украина, которая не экспортировала собственную пшеницу. В текущем году украинцы соберут громадной урожай и собираются деятельно вывозить его за границу.
Так что соседских вагонов нам сейчас не видно, как собственных ушей.
Т. Шадрина, www.rg.ru