Ремонт деталей передач винт—гайка

К точности винтовых передач предъявляются разные требования в зависимости от функции, делаемой данной сборочной единицей. К примеру, при изготовлении ходовых винтов для правильных перемещений отклонения в пределах одного шага составляют ± мкм, а громаднейшее допускаемое биение по наружному диаметру на длине до м — 120 мкм.

Винты в большинстве случаев делают из качественной стали, я гайки, каковые дешевле и несложнее в изготовлении, выполняются из чугуна либо латуни либо из чугуна с медными либо баббитовыми вкладышами.

Резьба ходовых и грузовых винтов обязана трудиться с мельчайшими утратами на трение. Это достигается хорошим качеством гайки и обработки винта, и применением смазки. В значительной степени утраты на трение зависят кроме этого и от угла профиля резьбы.

В этом отношении наилучшей есть прямоугольная резьба. Но, иначе, ей свойственны большие недочёты, благодаря чего прямоугольная резьба вытесняется трапецеидальной.

Преимущества трапецеидальной резьбы следующие:

— осевые зазоры (мертвый движение), образующиеся при износе, возможно устранить стягиванием разрезной гайки, что нереально для прямоугольной резьбы;

— трапецеидальная резьба прочнее, поскольку основание витка у нее шире, чем у прямоугольной резьбы при том же шаге;

— трапецеидальную резьбу легче изготовлять, чем прямоугольную. В зависимости от величины шага трапецеидальная резьба возможно большой, обычной и небольшой; она активно используется для домкратов и ходовых винтов.

Для грузовых винтов, трудящихся под нагрузкой лишь в одном направлении, к примеру в гидравлических и винтовых прессах, в нажимных винтах прокатных станов и т. д., используется упорная резьба. Она кроме этого возможно большой, обычной и небольшой.

Рассмотренные выше профили резьб употребляются в передачах винт-гайка с трением скольжения, но к п.д. этих передач низок.

На рис. 1, г продемонстрирован полукруглый профиль резьбы, применяемый в передачах винт — гайка качения (ВГК).

Если сравнивать с простыми винтовыми парами трения скольжения передачи ВГК владеют намного большим к.п.д., меньшим износом, повышенной жёсткостью и большей долговечностью и точностью. Их используют в приводах современных шлифовальных, фрезерных, токарных и других станков, а также с программным управлением.

Ремонт деталей передач винт—гайка

Рис. 1. Профили резьб винтовых передач:

а — прямоугольная, б — трапецеидальная, в — упорная, з— полукруглая

В передачах ВГК между рабочими винтовыми поверхностями гаек и винта и помещены металлические шарики. При вращении винта шарики благодаря трению перекатываются по нарезке и передают перемещение от винта на закрепленную в корпусе гайку, перемещающуюся поступательно При перемещении скорость перемещения шариков отличается от скорости ведущего и ведомого звеньев, исходя из этого нужно обеспечить постоянную циркуляцию шариков. Для этого финиши рабочей части резьбы гайки соединены возвратным каналом, помещенным во вкладыше

Ремонт ходовых винтов

Ходовые винты имеют трапецеидальную либо прямоугольную резьбу. По окончании долгой работы изнашиваются резьбовые опорные цилиндрические поверхности.

Изношенные ходовые винты с трапецеидальной резьбой ремонтируют; винты с прямоугольной резьбой заменяют новыми.

Изогнутые винты правят, рихтуют посредством хомутиков, стяжек, рычагов и другими методами; при правке винт устанавливают в центры и определяют места его громаднейшего биения. Неисправные центровые гнезда винта восстанавливают на токарных станках.

Наряду с этим подрезают торцы винта и исправляют центровые гнезда.

Изношенную трапецеидальную резьбу ходовых винтов ремонтируют, в случае если износ резьбы не превышает 10% начальной толщины витка. Ремонт делают в таком порядке.

Винт выверяют и протачивают либо шлифуют по наружному диаметру резьбы так, дабы ширина витка по окончании углубления кана вки была обычной (на рисунке продемонстрировано штриховой линией), т. е. соответствовала начальному размеру.

Рис. 2. Передача винт—гайка качения

Рис. 3. Трапецеидальное резьбовое соединение:

а — обычное, б — изношенной

Изношенные шейки винта ремонтируют шлифованием, а сопряженные с ними втулки заменяют новыми. В случае если вероятно по условиям эксплуатации, изношенные шейки винта протачивают и на них напрессовывают либо устанавливают на клею тонкостенные компенсирующие втулки.

Винты со шпоночным пазом на протяжении всей резьбы, к примеру винт продольной подачи стола фрезерного станка, в большинстве случаев не ремонтируют, поскольку по окончании ремонта изменяется посадка подробностей на винт. В случае если же окажется нужным либо целесообразным ремонтировать такие винты, то сопрягаемые с ними подробности изготовляют снова.

Кое-какие винты, изношенные на маленькой длине, возможно перевернуть на 180° и произвести наряду с этим соответствующую проточку шеек, а вдруг необходимо, установить переходные втулки.

Ремонт гаек ходовых винтов

Гайки винтов суппортов с изношенной резьбой заменяют новыми. Металлоемкие и сложные гайки ходовых винтов в большинстве случаев восстанавливают растачиванием отверстия в гайке и установкой компенсатора износа.

Компенсатор является втулкой , наружный диаметр которой выполнен с плотной посадкой по расточенному отверстию гайки и с внутренним резьбовым отверстием по восстановленной резьбе ходового винта. Расточку делают с предварительной разметкой, дабы возможно было центрировать ось резьбы гайки с осями отверстий, в которых установлен винт.

Рис. 4. Разметка гайки винта:

а — накернивание центра на торце гайки; — нанесение контрольных рисок на поверхность гайки, в — контроль точности размещения оси резьбы гайки

В несложном случае разметка призводится так: кернером, пропущенным через отверстие каретки суппорта, накернивают центр на торце гайки и из этого центра выполняют циркулем окружность диаметром, пара громадным, чем наружный диаметр резьбы винта.

Потом размечают на гайке по всей ее длине две продольные риски — боковую и верхнюю, каковые будут являться базой при установке гайки на станке для нарезания и расточки резьбы. Для разметки в качестве базы применяют направляющие салазок.

При нанесении риски базой помогает поверхность, а риски — поверхности. Разметку делают простым рейсмасом со особой подставкой.

По окончании проведения этих работ возможно с должной точностью установить гайку на станке для расточки в ней нарезания и отверстия резьбы. По круговой риске на торце гайки создают правильную установку по высоте, а по двум продольным рискам — такую же установку в горизонтальном и вертикальном положениях.

Затем отверстие растачивают и нарезают в нем резьбу. Положение нарезанного отверстия в гайке по высоте и параллельность оси отверстия базисным поверхностям будут в точности соответствовать положению сопрягаемого с гайкой винта и снабжать их соосность.

Точность размещения резьбового отверстия гайки контролируют перед монтажом сборочной единицы по двум нанесенным на ней продольным рискам. Для этого гайку навинчивают на винт и укладывают винт с гайкой на две однообразные по высоте призмы, установленные на контрольной плите.

Наряду с этим гайку поворачивают на винте так, дабы боковая и верхняя риски расположились друг за другом в горизонтальной плоскости. Проводя острием рейсмаса по рискам, определяют, параллельна ли им ось отверстия.

Затем устанавливают острие рейсмаса в верхней точке круговой риски А и проворачивают гайку вместе с винтом вручную. В случае если острие рейсмаса не идет совершенно верно по размеченной окружности на торце гайки, то это указывает, что гайка нарезана неправильно.

Использование разметки уменьшает трудоемкость сборки комплекса, поскольку отпадает надобность в пригонке гайки по месту. В один момент увеличивается уровень качества сборки винтовой пары.

Как навернуть гайку на винт ШВП


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: