Ретробудущее бела геддеса. путь к обтекаемости

Мы видели будущее, — говорили друг другу люди, выходя из павильона «Futurama». Каждому из них на память выдали значок «I have seen the Future».

Дело было во второй половине 30-ых годов двадцатого века, а будущее народу продемонстрировал один из самых выдающихся футуристов в истории — Норман Бел Геддес.

В первую очередь: разглядывая проекты Нормана Бела Геддеса (Norman Bel Geddes) нестерпимо хочется издавать удивлённые возгласы, содержание которых выходит за границы нормативной лексики. Как человек имел возможность придумать такое в, мягко говоря, не лучшее для собственной страны время?!

на данный момент о работах Геддеса пишут, что грезы о будущем отражаются в них до сих пор, а около 60 лет назад говорили так: безответственные, иррациональные, расточительные и неэффективные.

Потому как в аналогичных исторических случаях принято затевать с биографии, даём краткие сведения:

На Земле Геддес прожил ровно 65 лет — с 1893-го по 1958-й. За это время он успел стать художником и театральным осветителем-постановщиком, писателем, промышленным дизайнером и изобретателем.

Значки видевших будущее смотрелись так (фото sjsu.edu).

Появился Норман в богатой семье в Мичигане. Как говорится, нет ничего, что предсказывало, но в то время, когда будущему дизайнеру было семь лет, его папа разорился и спился насмерть.

Не слишком-то радостное из-за бедности вышло детство — оно было прожито в постоянных разъездах вместе с младшим братом и матерью.

Но, это не помешало Норману полюбить рисование, и данное увлечение, к счастью, матерью поощрялось. В то время, когда в 9 классе Геддеса выперли из школы, привычный с его художествами карикатурист помог поступить в Кливлендский университет искусств (Cleveland Institute of Art).

Позже Норман недолго посещал Чикагский художественный университет (Chicago Art Institute), по окончании чего решил с обучением завязать. Ещё бы — у него появились другие интересы.

Ретробудущее бела геддеса. путь к обтекаемости

Фрагмент макета города будущего «Futurama».

Был представлен в павильоне Дженерал моторс на New York World?s Fair — Интернациональной ярмарке в Нью-Йорке. Согласно свидетельствам очевидцев, кроме того автомобильчики по улицам ездили (фото historyproject.ucdavis.edu).

Сначала молодого человека прочно захватило сценическое освещение. В то время оно употреблялось, по сути, лишь чтобы актёров было видно зрителям.

Без особенных выкрутасов.

Геддес же решил поэкспериментировать, располагая источники света на различных уровнях, разрешая многоцветным прожекторам смешивать цвета. Теперь-то всё это на каждом шагу, а тогда его идеи или отвергали, или начисто игнорировали.

Данный человек продемонстрировал будущее чуть отошедшим от Великой депрессии американцам (фото sts.stanford.edu).

Потребовалось пара лет чтобы приняли геддесовские предложения, каковые, кстати, касались не только освещения.

В общем, приняли, воплотили и похвалили. Всего же на счету Геддеса более 200 театральных работ.

Один из самые успешных его бродвейских проектов — «The Miracle».

Под эту постановку Геддесу отдали на растерзание нью-йоркский Century Theatre, что он основательно распотрошил, перевоплотив театр в собор.

Вдобавок ко всему он выбросил все кресла и установил скамьи, дабы зрители ощущали себя участниками действа.

Во второй половине 20-ых годов XX века Геддес завязывает с театром и переключается на промышленный дизайн, применяя концепцию «форма следует за функцией» («form follows function») и термин «Streamlining» — обтекаемость.

Он берёт обыденные вещи и устройства, а после этого, дабы глаз радовался, меняет их геометрические формы, сглаживает все углы, применяя много хром и стекло. Это было воплощением грезы Геддеса о идеальной аэродинамике.

Самая узнаваемая книга Геддеса именуется «Горизонты» («Horizons»). Говорят, громадная в наше время уникальность, но те, кто просматривал, до сих пор под впечатлением (фото obelix.polito.it).

Дальше — самое занимательное. До тех пор пока Америка погружается в Великую депрессию (1929-1933 годы), Норман Бел Геддес начинает разрабатывать машины, автобусы, самолёты, поезда и суда.

И шейкеры для коктейлей, печки, радиоприёмники, предметы интерьера, фабрики, рестораны, театры плавающие города и дворцы будущего.

Всё это смотрелось совсем поразительно — по тем временам не было ничего размеров и таких форм.

Но кое-что большая часть дизайнерских наработок однако объединяет. Это та самая обтекаемость — стремительная каплевидная наружность.

Говорят, Геддес вдохновлялся формой рыб. Так оно, возможно, и было, но на рыб его творения не слишком-то походят.

Нужно сообщить, дизайнер из Мичигана не опасался гигантизма и романтизма: в случае если самолет, то девятиэтажный, в случае если корабль, то «Титаник», в случае если ресторан, то в аквариуме под водопадом, ну а вдруг макет города будущего, то это действующий макет города будущего.

8-колёсный каплевидный автомобиль, запатентованный Геддесом в первой половине 30-ых годов XX века. Напоминает Dymaxion Car, о которой мы как-то писали, что неудивительно, поскольку Геддес дружил с её создателем.

Об этом и других машинах в следующей части (фото treasures.utexas.edu).

Как ни необычно, своим проектам Геддес не давал имён — лишь номера, причём, "Наверное," не порядковые: самолет №4, автомобиль №8, автобус №2 и без того потом. В следующей серии мы попытаемся детально разобраться с каждым из проектов.

Что, снова на самом занимательном месте? Ну, так продолжение направляться.

Художественный фильм \


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: