Ретробудущее бела геддеса. слёзы аэродинамики
Ни один из грандиозных проектов Нормана Бел Геддеса не был реализован из-за отсутствия в Америке нужных денег. Но дизайнер был не меньше велик, чем помешавшая ему Великая депрессия, так что его «небольшие» разработки однако прорвались в серийное производство.
Сначала маленькое добавление к первой серии. Оно касается двойного имени отечественного храбреца.
Вообще-то, урождён он был как Норман Меланктон Геддес (Norman Melancton Geddes), а имя Бел взял в 20-летнем возрасте, женившись на писательнице Хелен Бел Шнайдер (Helen Belle Sneider). Они объединили фамилии в Bel-Geddes, а потом дефис утратился.
Сейчас о проектах. Уж весьма Бел Геддес был деятельным человеком — брался фактически за всё. Но дело было в конце 1920-х, потому до наших дней дожили весьма немногие его творения.
То же самое касается и информации о них.
Начнём с «мелочёвки», которой удалось добраться до потребителей. Громаднейшую известность взяли две вещи: радиоприёмник Patriot (1940) и комплект для коктейля Manhattan (1937).
Радиоприёмник «Patriot» производился в Нью-Йорке Emerson Radio and Phonograph Corporation (фото metmuseum.org).
Они сохраняются в Нью-Йорке в Metropolitan Museum of Art, являясь частью особой экспозиции American Modern: 1925–1940. Радио забавное, комплект строгий.
Фактически, больше о них и сообщить-то нечего, за исключением того, что они увековечили имя Бела Геддеса, которое коллекционеры сейчас произносят с придыханием.
Комплект для коктейля «Manhattan».
Выпускался компанией Revere Copper and Brass в Нью Йорке и-Риме (фото metmuseum.org).
Потом о транспорте, которым дизайнер начал заниматься в конце 1920-х. Каплеобразные проекты автомобиля, автобуса, яхты, океанского и воздушного лайнеров Бел Геддес запатентовал в первой половине 30-ых годов двадцатого века.
То было время расцвета американской обтекаемости — American Streamlining.
Тогда на автомобильный дизайн замечательнейшее влияние оказывала авиация. Новая динамично развивающаяся отрасль отбивала пассажиров у железнодорожников и автоперевозчиков.
Обтекаемые формы самолётов будоражили воображение потребителей.
А вот океанский лайнер Бела Геддеса вправду напоминает рыбину (иллюстрация obelix.polito.it).
Этого не могли не подметить производители всего и вся, не забывающие о том, как океанские лайнеры диктовали моду на белые поверхности, а также предметов интерьера.
Автомобиль №8. Вид сверху (иллюстрация sjsu.edu).
Именно подоспели довольно недорогие материалы и нужные для действенного производства технологические процессы.
Аэродинамическая форма стала новым эстетическим направлением.
Необходимо подчернуть, что Бел Геддес не был единственным дизайнером, забравшим обтекаемость на вооружение — американские и европейские проектировщики также принялись за экспериментальные концепции «слезинок» («teardrop»).
Дошло до того, что в первой половине 30-ых годов двадцатого века Общество автомобильных инженеров (Society of Automobile Engineers) заключило, что «слезинка» — наилучшая форма для автомобиля!
Но единственной из тех каплевидных автомобилей, что дошла до конвейера, стала Chrysler Airflow, которую всё одно сняли с производства во второй половине 30-ых годов XX века, потому, что популярной она так и не стала.
Позднее проектировщики, конечно же, обращались к «слезинке».
К примеру, успешным примером реализации концепции многие вычисляют Volkswagen Beetle — Жук.
Это была, так сообщить, историческая справка, а мы возвратимся к автомобилям Бела Геддеса.
Вот она, подлинная обтекаемость. В том смысле, что вода течёт и обтекает.
Чем не «Титаник»? (иллюстрация obelix.polito.it).
Их, "Наверное," было придумано три штуки: автомобиль №8 (Motor Car Number 8), 8-колёсная машина, запатентованная в первой половине 30-ых годов XX века (её фото было в прошлой статье) и автобус №2 (Motor coach no. 2).
Автомобиль №8 запланирован на восемь человек (иллюстрация sts.stanford.edu).
Информации о них, так же, как о локомотиве с кораблём, мало, а крупицы собрали стэндфордские фанаты Dymaxion Car на данной странице, да итальянские товарищи где-то раздобыли чертежи.
Локомотив Бела Геддеса.
Помимо этого, что это локомотив, о нём ничего неизвестно (иллюстрация obelix.polito.it).
Нетрудно додуматься, как появилась нумерология колёсных транспортных средств: автобус №2 — двухэтажный, а автомобиль №8 вмещает в себя восемь человек.
Все, не считая автомобиля №8, имели по восемь колёс и вертикальный «плавник» в хвостовой части. Пассажирам предоставлялась беспрецедентная видимость — роскошный обзор из бессчётных окон.
К несчастью, это всё, что удалось отыскать об машинах, поездах и кораблях Бела Геддеса.
Тот же автобус №2, но более объёмно изображённый (иллюстрация sts.stanford.edu).
Подождите-ка, сообщите вы, а что же про судно с локомотивом ничего нет? То-то и оно, имеется лишь прекрасные изображения, фактически, дизайн, Бел Геддес же дизайнером был, начинка не его дело.
Так что с техническими подробностями — увы.
Действительно, имеется достаточно детальное описание Воздушного Лайнера №4 — пожалуй, самого амбициозного проекта Бела Геддеса, не считая «Футурамы», о которой также большое количество чего понаписано. Но!
И Лайнер, и макет города будущего хороши отдельной статьи, потому о них — в следующий раз.
Продолжение направляться.