Резинотехнические изделия
Резина есть неестественным материалом. Резина владеет комплексом неповторимых особенностей: высокой эластичностью, упругостью, амортизирующей свойством, сопротивлением к многократному изгибу и истиранию, хорошей уплотняющей свойством, газо- и водонепроницаемостью, высокими электроизоляционными и другими особенностями.
К числу полезных особых особенностей резины, каковые определяются типом каучука, относят масло-, бензо- и морозоустойчивость, стойкость к действию агрессивных радиации и сред и др.
Благодаря этим особенностям резина как конструкционный материал активно используется в народном хозяйстве.
Приобретают резину вулканизацией смеси, складывающейся из каучука, наполнителей, пластификаторов, активаторов и ускорителей вулканизации, других веществ и антиоксиданта.
Для получения резин используют как натуральный, так и синтетический каучук.
Натуральный каучук (НК) приобретают из млечного сока (латекса) тропических растений. Он дефицитен, имеет применение и высокую стоимость в технике его ограничено.
Синтетический каучук (СК) приобретают полимеризацией либо сополимеризацией и поликонденсацией углеводородов (диенов) либо их производных. Полимеризацией приобретают каучуки бутадиеновые, нитрильные и стирольные; поликонденсацией — тио-кольные и полисилоксановые.
Нитрильные каучуки (СКН) приобретают сополимеризацией бутадиена с акрилонитрилом. Стирольные каучуки (СКС) приобретают полимеризацией бутадиена со стиролом.
По составу, строению, химическим и физико-механическим особенностям синтетические каучуки близки к натуральным, но кое-какие из них владеют рядом своеобразных особенностей (повышенной морозоустойчивостью до —55 °С и др.).
Пгпбенностью натуральных и синтетических каучуков есть пптбность вулканизоваться. В следствии вулканизации каучук термопластичного переходит в термостабильное состояние и делается прочным, морозо- и теплостойким и эластичным мате-
РИаДля облегчения переработки, придания нужных особенностей, и удешевления в состав композиции при производстве резин вводят наполнители, наиболее значимыми из которых есть сажа, мел, каолин, диоксид кремния («аэросил») и др. Для облегчения переработки, улучшения прочностных и пластических морозостойкости и свойств резин вводят пластификаторы — дибутилфталат, фенолы и др., вулканизатор — серу, антистарители — амины, красители и церезин.
Механические особенности резины (прочность при растяжении, напряжение при заданном относительном удлинении, твердость, изно-оустойчивость, усталостная выносливость и др.) в большой степе-и зависят от типа наполнителя; влияние вторых компонентов на еханические свойства резины не столь существенно.
Резины подразделяются на две группы: неспециализированного назначения для шин, конвейерных лент, ремней, рукавов, изделий бытового азначения и др.) и особого назначения (для получения раз-ичных изделий, владеющих особыми особенностями, напри-ер вакуумная резина).
В зависимости от твердости резины делятся на пористые (губ-атые), мягкие, очень эластичные, средней твердости, жёсткие, вы-жой твердости, твёрдые (эбониты).
По назначению резины подразделяются на универсальные и шциальные (масло- и топливостойкие, химически стойкие, свето-озоностойкие, морозо- и теплостойкие, газонепроницаемые, элек-юстойкие, вакуумные и др.). По технологии изготовления изделия из резины подразделяются клееные, формованные, штампованные, литые. . свойства и Основные виды некоторых каучуков и резин на базе приведены в табл.
12.
По конструкции и типу изделий различают шинные, камерные, кавные, протекторные, транспортерные, амортизационные и дру-е резины.
Резины, используемые в машиностроении, в зависимости от ойств подразделяются на 10 классов:
1-й класс, несколько А — мягкие и средней твердости резины 2, 1432, 1448 и 2005, действующий при малом сжатии в честве уплотнителя в воде, воздухе и спирто-глицериновых сме-х при температуре — 30… + 80°С; несколько Б — резина средней ррдости 3827, применяемая для изготовления профильных прокладок изоляторов воды и воздуха, трудится в промежутке тем-латур —45… +80 °С.
2-й класс —резины цветные средней твердости 1Ж, 6Ж и 3 для опрессовки финишей проводов.
3-й класс, несколько А — резины средней твердости 2961 и 3109,
действующий при большом сжатии в масле и бензине; несколько Б — жёсткие резины 551, 2542, 3465, 4061, используемые для того чтобы изготовить прокладки и, действующий при большом трении на воздухе, в бензине, масле и керосине; несколько В — маслобензостойкая армированная резина средней твердости 3063; маслобензостойкая резина — и группа повышенной морозоустойчивости; несколько Д — мягкая резина 3508, высокой масло-бензостойкости, используемая для изготовления уплотнительных колец, действующий при маленьких сжатиях.
4-й класс — резины повышенной морозостойкости и средней твёрдости 2651, 2667, 2671, 3909, используемые для изготовления профильных уплотнительных изделий, неармированных амортизаторов, прокладок и колец, трудящихся в водной, воздушной средах и спирто-глицериновой смеси. Работоспособны при температурах 0° и выше.
5-й класс, несколько А — резины жёсткие и средней твердости 56, 3701, 3949, предназначенные для работы при растяжении и сжатии в воде, воздухе и спирто-глицериновой смеси; несколько Б — мягкие и очень эластичные, резины 3311 и 3701, трудящиеся в условиях незначительного сжатия и растяжения в тех же средах, что и резины группы А.
6-й класс — мягкие, средней твердости и жёсткие резины 2959 2462, предназначенные для работы в соединении с металлом в качестве амортизаторов.
7-й класс — резины громадной твердости 2696, 3491, 4094, трудящиеся в условиях большого сжатия в промежутке температур от -30 до +80 °С.
8-й класс — резины теплостойкие средней твердости 3687 и 5168, используемые для того чтобы для тёплой пара и воды, выдерживающих нагрев до 150 °С.
9-й класс — резины повышенной морозоустойчивости В-14, 98-1, 4326-1, 4327, 4410 для того чтобы, манжет и колец трудящихся в условиях трения и сжатия при низких температурах (до — 100°С).
Ю-й класс, несколько А — маслобензостойкие резины 3819, 3823с, 3824, 3826, 3834, 9722, используемые для того чтобы изготовить прокладки и уплотнители, трудящихся в воде, воздухе, бензине, масле и керосине; несколько Б — резины высокой твердости 3825, 4004, 4008, трудящиеся в той же среде, что и резины группы А; несколько В — маслобензостойкие резины с пробковым наполнителем 3838, 3883, 4069, используемые для изготовления уплотнительных прокладок, трудящихся в водной и воздушной средах, керосине и масле.
В технике кроме этого широкое распространение взяли очень легкие резины — пенистые и пористые эластомеры. Сейчас широкое использование взяли губчатые резины — пористый материал на базе жёстких каучуков либо латексов (водных дисперсий полимеров) и вспенивателей.
Эти резины владеют амортизационными, тепло- и звукоизоляционными и герметизирующими особенностями, используются в производстве мягких сидений, уплотнительных прокладок, амортизаторов, синтетических ковров, неестественной кожи.
Резиновые технические изделия. Эти изделия используются в основном как подробности автомобилей и агрегатов.
Подразделяются они на формовые, изготовляемые в формах с последующей вулканизацией в прессах, и неформовые, приобретаемые методом сборки и клёпки с последующей вулканизацией в прессах и котлах. По строению резиновые изделия делятся на бестканевые, складывающиеся из одной резины — шнуры, кольца, муфты; имеющие тканевые прослойки — приводные ремни, рукава; армированные железными подробностями — металлорукава и др.
Ремни приводные, конечные (в отрезках определенной длины) и нескончаемые, т. е. с финишами, соединенными на протяжении их изготовления; подразделяются на плоские и клиновые. Плоские производятся из прорезиненной ткани «бельтинг», армированной хлопчатобумажными либо синтетическими нитями.
Рукава резиновые, подразделяются на всасывающие, приемные, имеющие внутреннюю проволочную спираль, и на напорные либо выбрасывающие. Индустрией выпускаются рукава большого давления с железными оплетками, напорные с нитяными оплетками, с текстильным каркасом, резинотекстильные тормозные для ЖД транспорта, трамваев и метрополитена и др. В зависимости от сорта и состава резины рукава используются для подачи воды, воздуха (шланги для пневматических инструментов и отбойных молотков), газов (для аппаратов газовой резки и сварки), пара, кислот, щелочей, бензина и т. п.
Трубки резиновые используются в лабораториях как гигиены и предметы санитарии, для электроизоляции. Изоляционные трубки полутвердые используются для защиты электропроводов в помещений от механических и химических действий.
Изоляционную ленту используют для изоляции электропроводов в местах соединения; представляет собой узкие полосы миткаля, прорезиненного резиновой смесью, не содержащей серы.
Резиновые подробности — амортизаторы, втулки, подробности для сит, респираторов, турбобуров, разные уплотнительные кольца, диэлектрические ковры, манжеты, пробки и др.
Многие резиновые технические изделия выпускаются в виде формовых шнуров, шайб, колец.
изделий хранения и Особенности резины из нее. Под действием кислорода воздуха, тепла, света, постоянных нагрузок резина претерпевает трансформации, приводящие к ослаблению ее механических особенностей — понижению прочности, возрастанию остаточного удлинения, утрата формы резиновых изделий.
Кислород окисляет резину, которая делается хрупкой и ломкой. Резиновые изделия покрываются сетью небольших трещин, каковые возрастают, углубляются и разрушают материал.
Действие прямых солнечных лучей, и и света ведет к необратимым трансформациям, каковые начинаются с поверхности резиновых изделий, приводит «к осмолению» резины и активизирует процессы окисления. Повышенная температура вызывает «псевдовулканизацию» резиновых изделий, ухудшающую их уровень качества.
С учетом этого резиновые изделия и каучуки направляться хранить в защищенных от прямых солнечных лучей помещениях с относительной влажностью воздуха 50—60% при температуре от 0 до + 20 °С на расстоянии не меньше 1 м от отопительных устройств. Окна складских помещений направляться закрашивать.
Большая часть резиновых изделий нужно оберегать от действия бензина, керосина, кислот, щелочей, жиров, минеральных и растительных масел.