Роль и место технических средств в системе подготовки операторов

Технические средства подготовки (ТСП) операторов воображают совокупность устройств, предназначенных для опытной подготовки как отдельных операторов, так и всего персонала СЧМ в соответствии с принятым способом. Под термином «технические средства подготовки операторов» понимаются: тренажеры, имитаторы, обучающие автомобили, учебные стенды, макеты и т. д.

Процесс подготовки оператора с применением ТСП* представлен в виде структурной схемы (рис. 1).

В общем случае схема подготовки включает в себя управляющую и управляемую совокупности, и устройства и обратной связей и линии прямой. Управляющая совокупность объединяет обучающего (со средствами анализа алгоритма действий и формирования подготовки обучаемого), устройство формирования входной информации и средства ее отображения, а управляемая совокупность в этом случае представлена обучаемым.

линии и Остальные устройства входят в цепи обратных связей.

Исходя из современных представлений о профобучении как ходе постепенном, управляемом и контролируемом, целесообразно применять для подготовки операторов совокупность средств, снабжающих постепенную реализацию этого процесса.

При оценке разных средств, применяемых для подготовки операторов СЧМ, нужно учитывать: их соответствие эргономическим требованиям, экономическую целесообразность внедрения (применения), организационные возможности применения.

С эргономической точки зрения средства, применяемые для подготовки, должны обеспечить: воспроизведение учебных информационных моделей (УИМ), нужных для реализации требуемого метода подготовки, анализ хода и объективный контроль подготовки.

Для количественной оценки степени удовлетворения аналогичных требований возможно применять следующие показатели:

— качество и полноту воспроизведения УИМ в ходе подготовки;

— качество и полноту реализации метода будущей деятельности в ходе подготовки;

— качество и полноту контроля за ходом подготовки.

Роль и место технических средств в системе подготовки операторов

Рис. 1. Структурная схема подготовки оператора с применением технических средств

Посредством этого показателя оцениваются возможности разных средств по воспроизведению внешних и внутренних по отношению СЧМ условий, нужных для подготовки операторов. Для расчета этого показателя составляется список типов УИМ, подлежащих воспроизведению.

Данный список обязан учитывать полный диапазон.

Рис. 2. График зависимости относительной цене ТСП от качества и полноты воспроизведения УИМ

Рис. 3. График зависимости относительной цене ТСП от качества и полноты реализации метода работы

Организационные возможности разных средств в большинстве случаев оцениваются качественным методом. Наряду с этим прежде всего рассматриваются:

— возможность организации систематической подготовки;

— возможность подготовки независимо от географических и метеорологических условий;

— возможность подготовки операторов до поступления в эксплуатацию обслуживаемых ими СЧМ;

— возможность учета на протяжении подготовки технических новшеств;

— безопасность применения и т. д.

Не считая рассмотренных неспециализированных показателей для оценки отдельных качеств конкретных средств подготовки возможно применять другие своеобразные показатели.

Накопленный к настоящему времени опыт говорит о том, что операторы, для подготовки которых употреблялись ТСП с высокими значениями показателей ср, г) и а, способны в практической деятельности реализовать более большой уровень эффективности СЧМ, чем операторы, подготовленные в других условиях. Для некоторых совокупностей приращение реализуемого уровня эффективности достигает 25—30%.

Применение ТСП указанного класса разрешает кроме этого в среднем сократить сроки подготовки на 30—35%, а время от времени в 3—5 раз. Что касается экономической целесообразности ТСП, то за последние годы в отечественной и зарубежной литературе показалось довольно много данных, говорящих о том, что каждые затраты на изготовление этих средств окупаются за 1—2 года, по окончании чего их применение дает чистый доход.

По сведениям американской печати лишь за год одна из авиакомпаний получила от применения ТСП в учебном ходе чистый доход в 2 млн. долларов. В некоторых государствах за счет применения ТСП учебную программу по подготовке личного состава ВВС удается выполнить с меньшим (на 50—60%) числом самолетов, при меньшем (на 25—35%) количестве персонала .

Не обращая внимания на высокие качества ТСП, для более полной и всесторонней подготовки нужно рациональное сочетание разных средств на каждом из этапов.

При определении областей применения НСП нужно учитывать основную изюминку этих средств: лишь с их помощью возможно создать в ходе отработки задачи требуемую эмоциональную напряженность. Исходя из этого появляется необходимость в периодическом применении этих средств кроме того в том случае, в то время, когда по всем вторым показателям самые целесообразными являются ТСП.

Исходя из этих разрешённых можно предполагать, что для отработки средних по сложности задач, сопровождаемых в настоящих условиях деятельности большим уровнем эмоциональной напряженности, может потребоваться 5—10 тренировок по каждой задаче посредством НСП. Помимо этого, направляться иметь в виду, что во многих случаях в ходе подготовки для более полного воспроизведения настоящих условий целесообразно совместное применение ТСП и НСП.

ЧЕЛОВЕК НАРУШАЕТ ЗАКОНЫ ФИЗИКИ. Сверхъестественный опыт «ПИРАМИДА»


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: