Соискатели x prize: реактивный лифт примеряет юбку
Группы, строящие первые в мире частные космические аппараты, разделились на приверженцев классических ракетных разработок (вертикальный взлёт с пусковой площадки) и приверженцев космопланов, стартующих самостоятельно либо с самолётов. Возвращение — или на парашюте, или на крыльях.
А вот команда из Мэриленда прилаживает на ракету подобие юбки.
Американская компания TGV Rockets — одна из 26 команд, борющихся за так называемый X PRIZE.
Напомним, задача претендентов на приз в $10 миллионов — выстроить личную ракету либо космоплан. Данный аппарат обязан поднять трёх человек по суборбитальной траектории на высоту не меньше 100 километров.
Наряду с этим команда обязана выполнить повторный рейс на том же аппарате не позднее, чем через 14 дней.
Большая часть команд суборбитальную траекторию знают практически — как огромную параболу. Методы достижения цели предложены самые различные.
воздушный старт и Тут крылатого челнока с борта самолёта, и запуск реактивной капсулы с воздушного шара и хороший горизонтальный взлёт космоплана с простой аэродоромной полосы.
Много претендентов на приз спроектировали хорошую ракету, которая обязана возвращаться из небесных далей на парашюте.
Минимальная инфраструктура, как сохраняют надежду авторы ракеты, будет козырем в борьбе за X PRIZE (иллюстрация с сайта tgv-rockets.com).
Из этого последовательности выпадает машина Michelle-B от TGV Rockets. Во-первых, инженеры задумали строго спуск и вертикальный полёт совершенно верно в точку старта.
Во-вторых, на этом аппарате не будет ни парашюта, ни крыльев.
Michelle-B — это всецело многоразовая ракета: не считая топлива, расходных материалов либо компонентов нет совсем.
Она мала — всего 11,4 метра высотой и 2,4 метра в диаметре. Сухой вес — восемь тысячь киллограм.
Заправленная же машина весит 27,8 тонны, а также одну тонну образовывает нужный груз.
Как уверяют в компании, параметры ракеты намерено подобраны так, дабы её возможно было бы послать фактически в любую точку мира при помощи простых воздушных, наземных и морских видов транспорта.
Вторая навязчивая идея инженеров TGV Rockets — большое упрощение эксплуатации.
Michelle-B не требует каких-либо наземных средств управления траекторией, совокупностей навигации, связи либо телеметрии.
Авторы автомобили готовы раскрасить её в цвета спонсоров, но пока смогут похвастать только собственными «фантазиями на тему» (иллюстрация с сайта tgv-rockets.com).
Всё нужное имеется на самой ракете. Потому она может стартовать фактически с безлюдного поля. На земле же необходимы минимальные средства — в основном заправочное оборудование.
Кстати, двигатели ракеты трудятся на жидком кислороде и керосине.
Наряду с этим на машине установлен минимум электроники — главное управление ляжет на плечи пилота. Это сделано не только для безопасности (в компании уверены в том, что люди лучше реагируют на нештатные обстановки), но по большей части для понижения цены аппарата.
В течение всего вертикального полёта вверх и вниз курс будут корректировать с учётом ветра. Так что ракета обязана возвратиться совершенно верно в точку старта.
А это значит, что та же наземная команда, с тем же оборудованием, сможет скоро подготовить Michelle-B к повторному полёту.
Это опять-таки снижает затраты. Но что ещё серьёзнее — увеличивает шанс компании на победу в X PRIZE. «Повторный полёт через 14 дней рассказываете? — радуются в TGV Rockets. — Да нам необходимо только пара часов, дабы заправить ракету и проверить её совокупности. И опять вероятен старт!»
Складной волан либо юбка — основное отличие Michelle-B от аппаратов соперников (иллюстрация с сайта tgv-rockets.com).
Итак, ракета взлетает вертикально. Полторы 60 секунд занимает разгон до скорости приблизительно 1,1 километр в секунду. Увидим, перегрузки (и при разгоне, и при торможении) не превысят 5 g.
После этого аппарат продолжит подъём по инерции и к 200-й секунде полёта достигнет максимума высоты — 104 километра.
Сейчас скорость — ноль по всем направлениям. Из иллюминаторов открыт потрясающий вид.
Машина начинает медлительно проваливаться к почва. Не напрасно же авторы ракеты сравнивают её с лифтом.
Лифтом, у которого не оборвался трос, а троса нет.
Кабина «небесного лифта» будет обставлена по-спартански (иллюстрация с сайта tgv-rockets.com).
На высоте приблизительно 30 километров скорость падения достигнет практически одного километра в секунду.
Неспециализированное время невесомости составит сейчас приблизительно 180 секунд.
И тут-то около корпуса ракеты раскрывается что-то наподобие перевёрнутого зонта, юбки либо волана — как вам больше нравится.
Аэродинамический тормоз обязан неспешно снизить скорость падения до 50 метров в секунду.
На высоте от 3 до 1,6 километра пилот включит маршевые ракетные двигатели. Те же самые, на которых аппарат взлетал.
Двигатели разрешают дозировать тягу в широком диапазоне и нормально действующий при падении автомобили на хвост.
Как раз реактивная струя совсем замедлит аппарат, и он мягко опустится на собственные «ноги».
«Отечественный простой мини-фургон сделает для космоса то, что PC сделал для вычислений», — полагают в TGV Rockets. Кроме того если они проиграют данный забег — окажутся вторыми либо десятыми — всё равняется будут правы.
Дело же, право, не в призовых миллионах.