Совершенствование умений учащихся в работе с инструментами ручного труда
навыки и Первоначальные умения в овладении некоторыми инструментами ручного труда младшие школьники покупают на уроках трудового обучения и дома. Внеклассные, внешкольные технические занятия позволяют обучающимся закреплять, развивать и совершенствовать уже имеющиеся у них навыки и практические умения трудиться с самыми разнообразными инструментами ручного труда.
Во внеклассной, внешкольной работе существенно расширяется возможность разнообразить круг применяемых школьниками инструментов. Как раз внеклассные занятия имеют самые благоприятные условия чтобы совершить школьника через переживания изобретателя, конструктора, и позволяют испытать радость творчества.
Овладение комплексом навыков и знаний трудиться с инструментами ручного труда тесно связано с соблюдением правил по технике безопасности и общетрудовыми умениями. Так, к примеру,-на совершенствование двигательных навыков детей и подростков, как было увидено физиологами и психологами, значительное влияние оказывают умения по самоконтролю.
В случае если ребенок смотрит за собственными действиями на протяжении работы и старается как возможно правильнее выполнить их, то перемещения его с каждым разом становятся все более ловкими и целесообразными.
Навык отрабатывается на базе умения пользоваться инструментом, которое со своей стороны приобретается в следствии применения знаний. Исходя из этого приобретение обучающимися знаний, навыков и умений принципиально важно осуществлять параллельно, в определенной совокупности и в обязательном порядке неспешно, с учетом возможностей младших школьников усложнять их и накапливать в ходе исполнения изделия.
Обширный "стаж работы" преподавателей, руководителей и воспитателей кружков по начальному техническому моделированию говорит о том, что закрепление и развитие, и расширение круга практических знаний, навыков и умений происходит с громаднейшим эффектом в том случае, в то время, когда тематика практических работ содействует упражнению в усвоенных ранее приемах и применению уже известных детям приспособлений и инструментов.
При изготовлении изделия на занятиях по начальному техническому моделированию, так же как и на уроках трудового обучения, обучающиеся делают рабочие операции по примеру, графическому изображению, собственному замыслу и словесному описанию.
Все рабочие операции дети делают при приспособлений и помощи инструментов ручного труда.
1. Разметку на бумаге, картоне, фанере, жести, металле, других материалах и пластмассах делают при помощи измерительного и разметочного инструмента: линейки, угольника, циркуля, циркуля-измерителя, чертилки, кернера и т. д.
2. Раскрой и обработку — сгибание, резание, прокалывание, сверление, пиление, строгание, зачистку и т. д. делают при помощи обрабатывающего инструмента; ножа, ножниц, ручной пилы со сменным полотном, ножовки, напильника, шила, буравчика, коловорота, ручной дрели, рубанка, круглогубцев и т. д.
3. Сборку делают при помощи ниток, проволоки, клея, гвоздей, шурупов, винтов, шипов, «щелевидных замков» и т. д. Монтажную и электромонтажную сборку делают при помощи сборочно-монтажных инструментов: отвертки, гаечного ключа, плоскогубцев, круглогубцев, молотка и т. д.
4. Отделку — обклеивание, окрашивание, шлифовку, полировку, исполнение на поверхности рельефов, аппликаций, просушивание и т. д. делают, используя приспособления кисти и отделочные: инструменты для клея, для красок, ручной пресс, струбцины и т. д.
В ходе исполнения рабочих операций с применением инструментов ручного труда у младших школьников совершенствуются следующие умения: распределять труд по операциям; отбирать необходимые инструменты для работы по каждой операции; делать операции разметки; делать обработочные операции с чередованием инструментов (заменой одного вторым) по ходу работы; выбирать метод соединения подробностей; создавать сборку при помощи ниток, проволоки, клея, гвоздей, шурупов, шипов, «щелевых замков» и т. д.; делать сборочно-монтажные операции; выбирать способ и вид отделки, создавать отделку изделия; использовать новый вид внешней отделки по собственному плану; выбирать вид просушивания, просушивать изделие, не допуская его деформации; переносить полученные знания, умения и опыт в новую обстановку; обнаружить методы в ходе устойчивости повышения изделия и работы прочности; обнаружить методы устранения недостатков; обнаружить управления налаживания и способы действий устройством; аккуратно относиться к оборудованию и инструменту; экономить материал, затраты трудовых упрочнений, затрату времени; выполнять правила санитарии, гигиены и техники безопасности.
В совершенствовании навыков и умений работы с инструментами ручного труда у младших школьников имеет важное значение уровень качества обучения приёмам и правилам работы ручным инструментом и зоркий внимательный контроль за процессом работы детей.
При методически обоснованной организации, систематической и последовательной работе с инструментами ручного труда у младших школьников неспешно формируются привычные перемещения в работе, каковые после этого переходят в прочный навык и сохраняются на всегда.
В обучении школьников самые целесообразным приемам работы ручным инструментом большое место занимает показ начальником этих приемов и достаточная возможность детей закрепить их в практической работе. Но это не означает, что изделия, каковые делают школьники, должны быть однообразными.
В случае если выделить неспециализированные приемы работы с различными материалами, то поделки ребят будут разнообразными, а одинаковые приемы работы будут совершенствоваться. К примеру, при разметке на бумаге, картоне, жести, фанере обучающиеся шепетильно выполняют знакомые им из уроков труда правила: перед тем как приступить к работе проверить исправность инструментов, использовать инструмент лишь по назначению, верно держать любой инструмент при эргономичном положении корпуса, перемещения в ходе работы инструментом должны быть целесообразными с минимальной затратой энергии, перемещения должны быть плавными, равномерными без резких поворотов и рывков, аккуратно относиться к оборудованию и инструментам, экономно расходовать материал, в ходе работы вовремя удалять отходы при помощи щетки и совка, но ни за что не убирать обнажённой рукой и не сдувать опилки и т. д.
Необходимо заметить, что мышцы и пальцы младших школьников еще не хватает развиты, а координация перемещений не идеальна. Исходя из этого работу нужно менять с отдыхом; приспособления и инструменты применять соответствующие силам ребят, амплитуде и размерам рук главных перемещений.
О назначении, приёмах и устройстве работы столярными и слесарными инструментами ручного труда рассказывалось в главе И, § 1. Инструменты для работы с картоном и бумагой являются самый распространенными и нужными инструментами ручного труда на занятиях по начальному техническому моделированию. В комплект личного пользования, не считая принадлежностей и чертёжных инструментов, входят и другие приспособления и необходимые инструменты: ножницы, фальцовка, нож, шило, буравчик, кисти для клея и для краски.
Ножницы помогают для картона и резания бумаги. Большие подробности вырезают громадными ножницами, средние — средними, а элементы деталей и мелкие детали — мелкими ножницами с острым финишем.
Дабы не было зазубрин на краю среза, не нужно соединять финиши ножниц в ходе резания. Вырезывание кривых линий требует поворота материала.
Маленькие ножницы мелкими поступательными перемещениями идут вперед, а вырезаемый материал такими же поступательными перемещениями левой руки подтягивается назад в сторону режущего.
При вырезывании сквозных отверстий острый финиш ножниц вставляют в середину выбрасываемой части и направляют к линии, по которой нужно вырезать отверстие.
Вопросы техники безопасности постоянно являлись основной составной частью организации работы обучающихся с приспособлениями и инструментами.
В ходе работы обучающихся с режущими и колющими инструментами нужно как возможно чаще напоминать им о правилах пользования инструментами и о соблюдении правил санитарии, гигиены и техники безопасности. К примеру: трудятся ножницами с круглыми финишами (за исключением особых рабочих операций, где нужен острый финиш ножниц); хранят ножницы в отведенном для них месте в определенном положении; кладут ножницы на столе справа; стараются брать и класть ножницы на одно да и то же место; не оставляют ножницы в раскрытом виде; не держат ножницы финишами вверх; не режут ножницами на ходу; при работе смотрят за направлением резания и за пальцами левой руки, каковые поддерживают материал; передают ножницы товарищу лишь в закрытом виде, держа их за рабочую часть; при прокалывании отверстий используют шило; рабочая часть шила должна быть прочно закреплена в ручке; трудятся шилом на дощечке либо фанере; надрезая плотную бумагу либо картон для сгибания, держат нож правой рукой лишь за ручку и без сильного напряжения; пальцы левой руки, придерживая линейку, не должны выступать со стороны линии надреза и т. д.
Плакаты по технике безопасности применяют в качестве наглядных пособий для пополнения знаний получающих образование данной области. Они оказывают помощь школьникам ориентироваться в содержании правил, формируют умения делать эти правила. «Таблицы по технике безопасности в школьных учебных мастерских»1 направлены обучающимся IV—VIII классов, но кое-какие их них: «Выполняй правила техники безопасности», «Рабочему месту — примерный порядок», «Выполняй правила техники безопасности при пилении, строгании, долблении древесины» и другие — смогут с успехом использоваться в рабочих помещениях технических кружков младших классов.
Эти таблицы смогут быть использованы при проведении бесед о технике безопасности, при инструктаже по применению ручного инструмента, по исполнению приемов рабочих операций, повышению рабочих культуры и содержанию мест труда в ходе исполнения разных поделок.
Нет необходимости убеждать, как принципиально важно, дабы начальник занятий сам воображал для ребят пример правильного и неуклонного соблюдения всех правил санитарии, гигиены, техники безопасности и безупречно обладал рациональными” приемами в работе с инструментами ручного труда.
Верное умение трудиться главными ручными инстру-ментами во многом определяет у ребят отношение к труду. Разные действия с инструментами и материалами содействуют выработке разнообразных навыков и умений, что крайне важно для предстоящего политехнического обучения.
Умение хорошо владеть инструментом ручного труда приносит детям удовлетворение, сопровождается эмоциональным подъемом. Таковой труд имеет хорошее влияние на развитие личности и на формирование устойчивых заинтересованностей к техническим занятиям.
интерес и Эмоциональный подъём к технике разрешают создать благоприятные условия для развития инициативы школьников, технической смекалки, формирования привычки всегда пополнять умения и свои знания, соответственно, и занимать активную жизненную позицию.
Рис. 1. Механическая игрушка “Бегущий заяц”