Суперкомпьютеры amiga. часть первая: гуру медитируют
История Amiga в чём-то напоминает историю ATARI и Sinclair Research. Это также история подъёма, попыток и падения восстановления.
Значительное отличие пребывает в том, что ATARI и Sinclair держались по большей части за счёт собственных раскрученных брендов, а Amiga была сильна разработкой…
Всё начиналось, как ни необычно, всё с той же ATARI. Именно там трудились те люди, каковые находились у истоков Amiga — в частности, Джей Майнер (Jay Miner).
У Джея, говорят, была мечта: игровой суперкомпьютер. Конечно, обращение шла не о терафлопных агрегатах, а о персональном компьютере.
Но таком дабы было, как в песне: «А кто встретится с нами, тот сходу ахнет».
Маниловщиной Джей не страдал, тем более, что у него имелся изрядный опыт: он принимал участие в разработках восьмибитных ATARI 400 и ATARI 800. Но эти совокупности его не через чур устраивали: его интересовали 16 бит.
Джей Майнер, основатель Amiga.
В первой половине 80-ых годов XX века представился счастливый случай: уроженцы ATARI создали достославную компанию Activision, и внесли предложение Майнеру создать именно таковой «суперкомпьютер». В тот же час нашлись три техасских миллионера, каковые выложили кругленькую сумму на новое предприятие, названное Hi-Toro.
Оное начало собственную деятельность с выпуска джойстиков в качестве прикрытия.
Однако тут была одна неприятность. Техасские инвесторы желали взять сугубо игровую совокупность, и ничего больше. Майнер и его команда желали взять как раз компьютер, а не приставку.
Но с инвесторами ссориться запрещено. И тогда Майнер сотоварищи решили функционировать втихую: маленькие манипуляции с оборудованием — и voila, к «игровой консоли» возможно подключать прочие принадлежности и клавиатуру «настоящих компьютеров».
Но прошло мало времени, и начался обвал игрового рынка. Тотальный.
И уже нет ничего, что мешало Майнеру и его сотрудникам перевоплотить их изделие в простой компьютер.
Компания стала называться Amiga (испанское «Подружка»), причём только чтобы в справочниках находиться перед Apple и ATARI. Самое забавное, что в своё время Стив Джобс и Стив Возняк назвали собственную компанию «Apple» также лишь чтобы находиться в первых рядах ATARI.
Медитация Гуру.
Потихоньку-полегоньку разрабатывался первый прототип — Lorraine (названный в честь жены одного из разработчиков). Одним из самых запоминающихся разработческих приколов стало сообщение «гуру медитирует» (Guru Meditation).
Фактически, это было очевидное сообщение о критической неточности, наподобие тех, за каковые Windows наказывает не только нашкодившую программу, но и её несчастного пользователя («Приложение „Холодильник“ совершило недопустимую неточность и будет закрыто. Еда доступна лишь для просмотра»).
Но у этого сообщение имеется собственная предыстория. Дело в том, что инженеры Amiga время от времени сидели на установках, каковые должны были превратиться в контроллеры для игровых автоматов — симуляторов лыжных гонок. Это были громадные планки, раскачивающиеся на шарнирах туда-сюда.
Сидеть на них было некомфортно — через чур легко сверзиться.
Но инженеры — «железячные гуру», как их почтительно именовали, — были людьми упрямыми, и применяли эти установки как собственного рода тренажёры для релаксации: чем спокойнее сидишь, тем больше расслабляешься (да и планка не раскачивается).
Оттуда и «медитация».
Но пока шли разработки, у Amiga начались значительные денежные неприятности. Так важные, что управление начало искать клиента для компании…
В качестве первой кандидатуры разглядывали, конечно, «родную» ATARI. Но договориться по сумме сделки не удалось.
ATARI предлагала через чур мало.
В этот самый момент в дело вмешалась компания Commodore. Она внесла предложение вшестеро больше ATARI, и, конечно, взяла направляться со всеми потрохами.
Джек Трэмиел, отечественный старый знакомый. Основатель Commodore, спаситель ATARI.
По всей видимости, и Amiga также…
Компания была переименована в Commodore-Amiga, а в 1985 году свет заметила первая «супермашина» — Amiga A1000.
Новые хозяева легко поскупились, и от некоторых первоначально рассчетных функций было нужно отказаться. Но по большей части, Джей Майнер и его команда взяла то, что они желали.
Совокупность была выстроена по принципу «любой сверчок знай собственный шесток». За все главные операции, как то адресацию памяти, управление дисплеем, звуковым кодеком и портами ввода-вывода, отвечали отдельные чипы.
Именно поэтому удалось существенно разгрузить центральный процессор.
Технические данные Amiga A1000 были по тем временам хороши. Дабы не сообщить, прекрасны.
Дабы не сообщить, ошеломляющи.
8-битный стереозвук, 4096 вероятных цветов (но, существовавшие графические режимы, увы, допускали не более 32 цветов в A1000 и 64 в последующих предположениях — A500 и A2000), плюс режим HAM (Hold and Modify — изменение и удержание), что теоретически допускал и вовсе неограниченное количество цветов.
Ещё одной сильной стороной была действительно многозадачная (!) модульная ОС, благодаря которой Amiga, фактически, и выжила.
В общем, ахнуть при виде собственного компьютера Майнер вынудил всех. По производительности и качеству A1000 был сравним с большими рабочими станциями, наряду с этим стоил существенно дешевле.
Но увы, не так недорого, дабы стать массовым потребительским товаром. Разрешить его себе имели возможность только состоятельные люди.
Так что во второй половине 80-ых годов XX века Amiga было нужно выпустить два новых компьютера, ориентированных на более широкий круг народонаселения.
Продолжение направляться.