Тритара удивляет музыкальный слух неправильными гармониками

Вы когда-нибудь составляли уравнение струны? Особенно, в случае если эта струна – не простая, а, скажем, имеет разветвление? Сообщите – неинтересное это дело.

Кому как. «Забавляясь» с сухими математическими абстракциями, два эксперта по вибрациям забрали, да и создали новый вид музыкального инструмента.

В случае если соединить в одной точке три струны, а их противоположные финиши закрепить, и в случае если натянуть эти струны, то при действии на одну из них зазвучат все три. Причём суммарный звук будет весьма сложным, и будет зависеть от натяжения и длины каждого из лучей данной необычной «звезды».

А вдруг звезда будет не трёхлучевой, а с солидным числом соединённых совместно струн. А вдруг ещё в число узлов и таких струнах будет больше одного…

В общем, вы воображаете, каких сложных эффектов возможно добиться, в случае если перевоплотить эту концепцию в пригодный для игры музыкальный инструмент.

Это и проделали математики Самюэль Годе (Samuel Gaudet) и Клод Готье (Claude Gauthier) из канадского университета Монткона (Universite de Moncton) ещё в 2003-м.

К настоящему моменту они придумали массу вариантов инструментов с разветвлёнными струнами. Но пока у них выстроен только один инструмент из данной фантастической когорты – проект «Тритара» (Tritare).

Действительно, уже не в одном экземпляре и в мало хороших вариациях выполнения.

Тритара удивляет музыкальный слух неправильными гармониками

Тритара во всей своей наготе и схема одной из её струн.

Жирные точки – места крепления (фото и иллюстрация с сайта acoustics.org).

Тритара — это шестиструнная электрогитара, любая из струн которой представляет собой Y-образную совокупность. Обратите внимание, только финиши данной буквы Y закреплены на колках.

Центральная же точка таковой струны висит в пространстве вольно и колеблется по сложному закону, определяемому параметрами трёх лучей совокупности.

Один из авторов тритары Клод Готье. Внизу: в зависимости от манеры игры, от этого инструмента возможно приобретать очень разные по насыщенности обертонами звуки (фотографии с сайтов philo5.com и radio-canada.ca).

Соответственно, и грифов у тритары три, любой с шестью колками. Один гриф – простой, на нём же сделаны и лады. И имеется два дополнительных.

Прямоугольное отверстие в корпусе гитары, выполненное наоборот точки соединения лучей Y-струн, разрешает нижним лучам проходить вольно к своим колкам.

На данной странице возможно послушать пара композиций, сыгранных на тритаре (файлы WAV). Звук похож на гитарный, вместе с тем напоминает колокола и что-то ещё.

По словам Годе, обстоятельство необыкновенного голоса тритары не просто в полифонии. Так как в противном случае достаточно было бы в один момент вынудить звучать пара струн, легко совершив рукой по шести струнам простой гитары.

Секрет в том, что в простой струне появляются колебания главной частоты, плюс гармоники – частоты в целое число раз кратные главной. А вот в каждой Y-струне тритары появляются, в дополнение к гармоникам, ещё и негармонические колебания.

Такие в большинстве случаев рождаются при ударе в гонг. Для струнного же инструмента – это чудо, обязанное собственному происхождению сложной картине колебаний трёхлучевой структуры.

Ещё один экземпляр тритары (фото с сайта tritare.com).

Ещё пара композиций и коротких звуков тритары возможно отыскать тут (кроме этого файлы WAV). Быть может, эти звуки смогут кому-то напомнить легко расстроенный инструмент, но нельзя не подчернуть, что звук богат узкими «подтекстами».

А уж как применять эти возможности тритары – дело рук музыкантов.

Так и получается, что тритара – это не просто ещё один инструмент в последовательности струнных. Он стоит особняком, возможно сообщить, создаёт новый класс.

Так как и в гитаре, и в фортепиано, и в скрипке, и во всех других струнных инструментах, звучат «линейные» струны, закреплённые двумя собственными финишами.

Замысловатая тритара была продемонстрирована на последовательности выставок. А авторы проекта на данный момент исследуют звуковые возможности ещё более сложной совокупности, названной струнной сетью.

Схема струнной сети (иллюстрация с сайта acoustics.org).

Тут взаимно пересекаются четыре струны, образуя фигуру с восемью точками крепления и двенадцатью отрезками струн, любой из которых вибрирует в зависимости от колебаний остальных элементов сети.

Мы не знаем, удалось ли изобретателям составить математическое описание колебаний струнной сети, но как мы знаем, что ими выстроена физическая модель – настольная установка: с совокупностью крепления сети, трансформации натяжения её финишей и электрическими звукоснимателями.

Реализованная в металле и дереве струнная сеть (фото с сайта acoustics.org).

На данной страничке внизу имеется WAV-файл со звуком струнной сети.

Учитывая, что компьютер, в принципе, разрешает сгенерировать звук какой угодно сложной совокупности, придуманной только на бумаге, возможно заявить, что канадские математики – одни из последних романтиков, придумавших и выстроивших «в металле» совсем новый музыкальный инструмент, основанный на новой «физике», а не на обработке в компьютере уже известных источников звука.

Проверь собственный ритмический слух итоги теста


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: