Водородные авто играют в кубики топливных элементов

Лет через 10-15 легковушки и серийные фургончики будут ездить на топливных элементах. И цена их будет не заоблачной, как у современных водородных авто.

В этом уверены французы, разрабатывающие начинку для будущих автомобилей уже на данный момент.

Компания PSA Peugeot Citroen при партнёрстве Французской рабочей по ядерной энергии (CEA) представила проект GENEPAC – новые топливные элементы для автомобиля.

Казалось бы, эти элементы существуют в далеком прошлом, имеется компании, специализирующиеся на их разработке и производстве (не только, а правильнее – не столько для автоиндустрии, сколько для других сфер применения), имеется масса концептов водородных авто на топливных элементах. Бери, дорабатывай, пользуйся.

Но PSA решила создать собственную версию автомобильной установки, напрямую создающей электричество из кислорода и водорода окружающего воздуха. Для чего?

Напомним, единственный до тех пор пока мелкосерийный автомобиль на топливных элементах – это Honda FCX (мы говорили о его распространении и устройстве).

Проект GENEPAC – оптимальная конструкция и высокая удельная мощность (иллюстрация с сайта psa-peugeot-citroen.com).

Его японцы сдают в долгую аренду по $500 в месяц. Не столько для прибыли, сколько для апробации и пропаганды разработки.

Простой продажи «всецело» не предусмотрено. Да и кто приобретёт таковой автомобиль по цене $1-2 миллиона?

Да, кроме того мелкосерийное производство авто на топливных элементах пока никак не снабжает их приемлемую цена. Это чуть ли не основное препятствие на пути распространения таких автомобилей.

О заправках и водороде – разговор отдельный. Скажем лишь, что французы думают о таком пути его массового производства: из углеводородного сырья при помощи энергии Солнца, ветра, и – ядерных станций.

PSA считает, что GENEPAC произведёт мелкую революцию в данной области. Французы основательно поколдовали с конструкцией, дабы сделать её максимально действенной и оптимальной для массового производства по удобоваримой себестоимости приблизительно к 2020 году.

Чем же GENEPAC отличается от аналогов?

Водородные авто играют в кубики топливных элементов

Три варианта GENEPAC: четрые, два либо один блок элементов (иллюстрация с сайта psa-peugeot-citroen.com).

Это – модульная совокупность, которая разрешает создавать элементы на 20, 40 и 80 киловатт выходной мощности с максимумом неспециализированных подробностей. Так, возможно оснащать блоками этого семейства разные по размерам (и цене) машины, в один момент значительно экономя на освоении и проектировании производства кучи узлов.

GENEPAC в некоем смысле похож на детский конструктор Lego: из однообразных кирпичиков возможно собрать что угодно.

Посмотрим вовнутрь базисного (80-киловаттного) блока. В центре – ядро с разъёмами трубопроводов, к каким будут подводиться: водород (газообразный, под большим давлением) из бака (его база – многослойное плетение из углеволокна); атмосферный воздушное пространство и охлаждающая жидкость.

Начинка одного блока: один элемент-конверт, его слои для водорода, антифриза и воздуха (иллюстрация с сайта psa-peugeot-citroen.com).

Справа и слева от данной центральной части – по два блока, фактически, топливных элементов. Всего – четыре штуки.

В случае если два из них не ставить – окажется агрегат на 40 киловатт, в случае если со второй стороны удалить ещё один блок – то на 20 киловатт.

Электромотор, топливные элементы, радиатор для их охлаждения, вентилятор для подачи воздуха, баки и аккумуляторы с водородом, да ещё – пара трубопроводов: вот автомобиль на топливных элементах и готов (иллюстрация с сайта psa-peugeot-citroen.com).

Любой из этих блоков является сэндвичем из десятков узких прямоугольных элементов. Они складываются из герметичного корпуса, поделённого в на ещё более узкие слои: канал для антифриза, электрод, канал для водорода, обменная мембрана, канал для воздуха, электрод, снова канал для антифриза.

Французы говорят, что их 80-киловаттный блок топливных элементов – самый компактный и лёгкий среди соперников в автомобильной сфере. Его удельная мощность образовывает 1,5 киловатта на литр (по количеству корпуса) либо 1 киловатт на килограмм (по весу).

Вот тут вы отыщете пресс-релиз компании. На данной же страничке возможно взглянуть занимательный ролик о GENEPAC.

И имеется ещё PDF-документ о проекте.

Французский автомобилестроитель в один момент заявил об открытии подразделения, которое будет занято развитием разработок топливных элементов и особенно – изучением работы таких устройств в долгой эксплуатации.

Quark – не столько средство сделать воздушное пространство планеты чистым (какая часть загрязнений у квадроциклов?), какое количество эффектная реклама водородных разработок (фото с сайта treehugger.com).

PSA сохраняет надежду, что уникальный проект GENEPAC разрешит перевести на водород коммерческие развозные фургончики, бегающие в пределах больших городов.

И, возможно, эти элементы, более дешёвые и массовые, чем все прошлые, дадут серийную судьбу таким экзотическим проектам, как водородный квадроцикл Quark.

Водород-воздушные топливные элементы для БЛА


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: