В старости о нас, кроме роботов, позаботиться будет некому

К 2040 году на сотню японцев в возрасте от 20 до 64 лет будет приходиться 63 человека в возрасте 65 лет и старше. Другими словами трудоспособных будет немногим больше, чем пенсионеров. А позднее всё может измениться с точностью до напротив. Кто будет заботиться о пожилых?

Роботы, возможно.

Говорят, это будет похоже на пирамиду, стоящую кверху тормашками на собственной вершине: находящиеся в большинстве старшие, но беззащитные, будут «давить» на младших, занятых собственной судьбой, и без вмешательства третьей силы (об эвтаназии и по большому счету — суицидах мы тут не говорим) вернуть равновесие не окажется.

В это же время, старение населения просматривается не только в Японии и Корее, где о роботах-ассистентах для стариков задумались довольно давно. Сейчас о таких автомобилях всё чаще говорят в других государствах, а также – в Америке.

Как информирует ZDNet, роботы для пожилых были одной из самых тёплых тем на интернациональной конференции RoboNexus, завершившейся в Калифорнии 23 октября 2004 года.

Обращение шла о новом поколении домашних автомобилей, талантливых делать широкий спектр задач: приготовить обед, вынести мусор, вывести инвалида на прогулку, пообщаться с пенсионером, обеспечить его безопасность и без того потом.

Робот Pearl («Жемчужина»), созданный для пожилых экспертами трёх американских университетов (фото с сайта cs.cmu.edu).

«Я не пологаю, что через четверть века мы должны будем делать что-то по дому, в случае если сами этого не захотим, — говорит врач Джоанн Прански (Joanne Pransky), которую именуют первым в мире робототехническим психиатром. — Если вы станете готовить еду, то это будет хобби, а не необходимость либо обязанность».

Ясное дело, Прански показывает, что все домашние хлопоты лягут на плечи роботов, чья «автоматизированная помощь» будет особенно нужной для пожилых и больных людей, быть может, кроме того продлит их жизнь.

По большому счету, забота о пожилых с извечными птенцами, покинувшими родительское гнездо, «позвоните родителям», зданиями старых наконец, кроме того в робототехническом контексте может показаться неинтересной. Ну роботы, ну для стариков — и что?

В противном случае, что обращение, в конечном счёте, идёт о нас с вами. Это мы будем пожилыми, это мы останемся наедине со собственными болячками, это о нас, быть может, не считая роботов позаботиться будет некому.

В действительности, у отечественных детей к тому моменту смогут показаться другие дела. Будут они сражаться с другими, нехорошими роботами, к примеру.

Sanyo создала для пожилых японцев некое подобие стиральной машины (фото Franck Robichon/New York Times).

Исходя из этого имеет суть вглядеться в опытные образцы, имеющиеся сейчас. Так как нельзя исключать, что потомки как раз этих роботов будут водить нас на прогулку и в туалет, кормить с ложечки и поменять наволочки.

С некоторыми автомобилями мы вас уже знакомили. Отыскать в памяти хотя бы робота Pearl, трудящегося в доме старых Компаньона, лазающего по стенкам Flexibot либо жёлтого японца Wakamaru.

Тем временем на конференции RoboNexus засветились двое новичков. Один из них – юная канадская компания PALS Robotics, основанная пионером робототехники Джозефом Энджелбергером (Joseph Engelberger).

Кроме того, что «Pals» свидетельствует приятель, друг, товарищ , это ещё и сокращение от Personal Assistance Living System.

Компания поставила собственной целью создание специальных роботов для старшего поколения и сохраняет надежду в ближайшие три-четыре года выкатить порядка 100 опытных образцов, убирающих квартиры, готовящих еду, помогающих обладателю выбраться из ванной и делающих другие задачи.

В старости о нас, кроме роботов, позаботиться будет некому

PALS Robotics уверен в том, что через три-четыре года её автомобили смогут позаботиться о старшем поколении (изображения с сайта palsrobotics.com).

«Мы думаем, что такие автомобили покажутся в зданиях достаточно скоро, по причине того, что налицо прямая экономическая окупаемость, — говорит президент PALS Robotics Эндрю Сильверторн (Andrew Silverthorne), имея в виду, среди них и роботы-пылесосы, каковые доказали существование развивающегося рынка домашних ассистентов. — Задумайтесь, поскольку ежемесячно отсрочки перед отправкой пожилого американца в дом старых — это экономия нескольких тысяч долларов».

В замыслах PALS Robotics создание центральной сети для модернизаций ПО роботов, которая окажет помощь автомобилям повышать собственный ИИ: «Когда один робот отыщет наилучший метод открыть банку с солёными огурцами, все находящиеся в сети автомобили обучатся этому», — растолковал Сильверторн.

Компания рассчитывает, что со временем ИИ разовьётся так, что роботы при сотрудничестве со собственными обладателями будут всё больше быть похожим живого человека.

«Цель пребывает в том, дабы робот вправду стал втором, товарищем и приятелем, — отметил президент PALS Robotics, добавив, что „кремниевые приятели“ смогут иметь определённые преимущества если сравнивать с компаньоном из плоти и крови. — Мой дед обожает говорить одинаковые истории по неоднократно — кто возможно его лучшим слушателем, если не робот?».

Прототип робота MILO от компании RoboDynamics (иллюстрация с сайта robodynamics.com).

Второй дебютант на RoboNexus – это лос-анджелесская RoboDynamics, которая разрабатывает «первую в мире платформу для персонального робота-помощника» MILO.

Ни рук, ни ног у этого MILO нет, поскольку колёсный робот рекомендован для дистанционного наблюдения за пожилыми людьми. Бета-версия была послана во Флориду к себе к одному дедушке, где устройство действует в качестве интерактивного медицинского монитора.

К примеру, в случае если дед спит через чур продолжительно, MILO отправляет родственникам сигнал, мол, нужно бы проверить, жив ли.

А вот, захотят ли бабушка либо дед держать у себя дома робота — уже второй вопрос. Как говорит Джоанн Прански, автоматизированным ассистентам, так или иначе, нужно будет столкнуться с «причиной Франкенштейна», другими словами – каким-то образом преодолеть существующее в обществе недоверие к гуманоидным автомобилям.

Согласно точки зрения первого в мире робототехнического психиатра, одним из дорог преодоление этого кризиса есть создание автомобилей, легко справляющихся с насущными проблемами людей, но наряду с этим имеющих определённый внешний вид.

Прански вспоминает теорию японского робототехника Масахиро Мори (Masahiro Mori), что ещё в 1970-х по окончании последовательности психотерапевтических опытов установил: человекоподобная наружность автомобили располагает людей к себе, но когда робот переступает определённый порог — делается чересчур похожим на человека — направляться реакция отторжения.

Будем сохранять надежду, по достижении нами преклонных лет роботы смогут решать хоть какие-то отечественные неприятности. А уж как эти автомобили будут смотреться, да и на кого мы будем похожи сами – поглядим.

ЧТО ЭТИ РОБОТЫ СЕБЕ Разрешают?


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: