Vehra французов превратила спасательный шаттл в туристический

Целое семейство автомобилей, предназначенных как для прыжков к границе космоса, так и для полноценных орбитальных миссий, вырисовывается сейчас на чертежах конструкторов. Неизвестно, произведут ли эти многоразовые шаттлы революцию в деле космических грузоперевозок, но они точно обогатят бурно развивающийся рынок космического туризма.

Недавний запуск на орбиту армейского мини-шаттла подстегнул интерес экспертов к относительно маленьким крылатым космическим автомобилям.

Оглядываясь на проекты, каковые с уверенностью движутся к реализации (американские суборбитальные туристические ракетопланы Lynx и SpaceShipTwo), да на фоне обращения к данной теме европейского соперника EADS-Astrium, французская компания Dassault Aviation посчитала серьёзным напомнить о собственной разработке. Она идёт уже пара лет, но сейчас, наверное, взяла новый стимул.

Vehra французов превратила спасательный шаттл в туристический

В рамках данного проекта инженеры уже создали много серьёзных для челнока совокупностей, подобрали подходящие двигатели и без того потом, но сам аппарат возможно заметить всё ещё лишь на компьютерных картинках (иллюстрация Dassault Aviation).

Челноки по имени VEHRA (сокращение от французского «Аппарат гиперзвуковой многоразовый воздушного старта») – это серия беспилотных «грузовиков».

Этот проект отталкивается от конструкции экспериментального самолёта NASA X-38, что некогда создавали как прототип будущего спасательного средства для МКС — Crew Return Vehicle.

Американский мини-челнок с несущим фюзеляжем прошёл пара опробований в воздухе, но в 2002 году программу свернули по денежным обстоятельствам.

13 декабря 2001 года. X-38 только что отделился от пилона самолёта NASA NB-52B, дабы выполнить 13-минутный тестовый полёт в воздухе.

Финальную часть путешествия экспериментальный аппарат проделал под сенью самого большого в мире (площадью около 700 квадратных метров) параплана (фото NASA/Carla Thomas, Tony Landis).

Dassault Aviation забрала X-38 за отправную точку, доработав вид и аэродинамику космоплана. По плану французов, их непроизвольный челнок обязан стартовать с борта коммерческого транспортного самолёта, что обещает громадную гибкость в выборе траекторий полёта и понижение затрат на наземную инфраструктуру.

Воздушный старт челноков свидетельствует и возможность в последний момент прервать задание и безопасно вернуть космический аппарат (и его груз) на землю (иллюстрация Dassault Aviation).

В рамках программы VEHRA Dassault собирается выстроить три практически различные автомобили, схожие только неспециализированными обводами: 10-тонный прототип-демонстратор, 30-тонный аппарат для доставки на орбиту 300-килограммовых спутников и 200-тонный шаттл, поднимающий на низкую орбиту 7 тысячь киллограм нужной нагрузки.

С какого именно самолёта возможно было бы сбрасывать последнюю модель – компания не уточняет, быть может, тут уже речь заходит о классическом ракетном старте с почвы.

Примечательно, что к проекту VEHRA были привлечены не только эксперты материнской компании, но и практиканты из последовательности европейских институтов (иллюстрация Dassault Aviation).

В 2004 году у VEHRA показалось любопытное ответвление – разработка, которая в силу большей простоты может дойти до реализации раньше старших собратьев. Обращение о туристическом корабле VSH (сокращение от VEHRA, суборбитальный и обитаемый).

Данный 11-тонный шестиместный мини-челнок, так же как и VEHRA, обязан затевать собственный независимый рейс с борта самолёта-носителя. Их разделение будет происходить на высоте 8 километров при 0,7 скорости звука.

Потом личный двигатель миниатюрного шаттла, трудящийся на керосине и жидком кислороде, разгонит аппарат до 3,5 маха и поднимет его на высоту более чем 100 километров.

У создателей VSH (на рисунке он продемонстрирован в верхней точке прыжка) имеется богатый опыт в проектировании космических совокупностей, так что начинается мини-челнок не на безлюдном месте.

К слову, новый европейский спускаемый аппарат IXV разрабатывается при участии авторов проекта VEHRA (иллюстрация Dassault Aviation).

Наблюдение за тёмной пропастью космоса, кривизной горизонта и 180 секунд невесомости станут главным аттракционом для пассажиров VSH. Всё, в общем, как и при с проектами соперников.

Правильных сроков воплощения VSH французы, но, не именуют. Но у данного челнока имеется все шансы на реализацию.

И дело не только в в далеком прошлом проработанной американцами базе плана.

Как и её американские соперники, Dassault уверен в том, что массовый космический туризм обязан начаться как раз с таких, относительно несложных рейсов.

А относительная низкая стоимость суборбитальных челноков наподобие VSH и быстрота их обслуживания должны послужить базой для установления демократических цен на билеты в космос (иллюстрация Dassault Aviation).

Dassault напоминает, что с 2008 года к предстоящему формированию VSH (так называемый проект K-1000) подключились швейцарские партнёры — космическая компания Ruag и политехнические университеты в Цюрихе (ETHZ) и Лозанне (EPFL).

учёные и Инженеры из Швейцарии израсходовали много времени на изучение различных качеств конструкции лёгкого челнока и скоро должны выпустить громадный доклад, что, быть может, внесёт последовательность уточнений в дизайн и окажет помощь выяснить будущее ракетоплана. Легко угадать, что его успех либо провал повлияет на судьбу более больших орбитальных собратьев из линейки VEHRA.

Франция.Дома французов в моей деревне,показываю и говорю


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: