Все оттенки серого
Полулегальный импорт средств защиты растений в Российской Федерации и его авторитет на рынок
Серый импорт пестицидов значительно чаще применяют чтобы снизить цена импортных средств защиты растений за счет понижения НДС и пошлины. Участник таковой серой схемы приобретает возможность занижения таможенной цене пестицида и уходит от уплаты налога добавленой стоимости и других необходимых платежей полностью, и снижает налогооблагаемую базу продавца в Российской Федерации.
К примеру, на таможне объявляется не настоящая цена препарата, а 2—3 американского доллара, с которой и уплачивается НДС и пошлина, не смотря на то, что настоящая цена пестицида значительно выше.
Схемы ввоза
В большинстве случаев серая схема поставки средств защиты растений реализуется следующим образом. Регистрант дает право особому таможенному брокеру (компания, которая занимается таможенной очисткой) завезти продукт недороже, и затем с несколькими переходами через компании-однодневки либо полулегальные компании препарат в конечном счете появляется в той компании, которая его реализовывает.
Это возможно как регистрант, так и дистрибьютор, занимающийся продажами препаратов этого регистранта.
Вероятна и вторая схема. Пестициды завозятся от компании, которая осуществляет контроль перемещение препарата сначала и которая имеет регистрации, а позже сама проводит препарат через компании-однодневки либо цепь дочерних компаний.
В следствии таких серых схем препарат появляется на рынке в огромном количестве и от различных дочерних компаний, созданных материнской компанией. Так, товар как бы размывается по рынку, не смотря на то, что в конечном счете он управляется все той же компанией-регистрантом.
Существуют и другие варианты, но они, в конечном счете, повторяют с различными вариациями указанные обычные схемы. Наряду с этим задача любых серых схем — сделать отслеживание перемещения препарата максимально затруднительным и «замести следы».
Плюсы
Серые схемы импорта пестицидов позволяют при тех же либо меньших затратах денежных средств импортировать большее количество препаратов, поскольку большие финансовые средства не расходуются для уплаты необходимых платежей. Кое-какие компании не могли бы завезти большое количество препаратов без применения таких схем, поскольку не имеют достаточного количества средств, дабы оперативно уплатить НДС и пошлины полностью.
Компании, каковые применяют серые схемы, имеют возможность опустить цены реализации пестицидов на 20—25%, т.е. на те же 20—25% от их настоящей стоимости либо, как мы уже сообщили, завезти большое количество того либо иного препарата, реализуя его по цене ниже среднерыночной. Такие компании значительно чаще выплачивают заработную плат сотрудникам «в конверте», что кроме этого снижает необходимые платежи.
Да и налог на прибыль у таких компаний заметно меньше.
Минусы
Но такие серые схемы — это «палка о двух финишах». С одной стороны таможенные органы до тех пор пока достаточно лояльно относятся к подобным поставкам, а бывает и сами участвуют в них (коррупцию в Российской Федерации до тех пор пока никто не отменял) — необходимые документы «серый» брокер постоянно «состряпает».
Иначе, может появиться большое количество важных обстановок, предвидеть каковые нереально.
Так, в случае если что-то произойти в пути, доказать право собственности либо убыток, дабы вернуть хотя бы деньги, весьма сложно; в случае если препарат на таможне попадет под конфискацию, то его можно считать потерянным; по окончании реализации препарата появляется необходимость обналичивания либо легализации взятых средств, а это из года в год делается все дороже.
Помимо этого, налоговые органы уже начали отслеживать НДС по всей цепочке и все больше понимают суть регистрации препарата и какую роль она играется в этом случае. А это значит, что для налоговых органов не составит неприятности отыскать конкретного заинтересованного получателя препарата, потому, что в конечном счете им есть регистрант этого пестицида.
Потому, что регистрация — весьма трудоемкий и дорогой процесс, то неизменно возможно отследить компанию, применяющую серые схемы, по регистрации, независимо от того, кто импортировал данный продукт и как в будущем он проходил через какие-то компании-однодневки. В конечном счете препарат оседает как раз в той компании, которая и есть регистрантом этого пестицида.
И еще. С каждым днем серые схемы становятся все дороже по причине того, что растет процент вознаграждения за обналичивание.
Это связано с тем, что ЦБ РФ начал внимательно смотреть за коммерческими банками в отношении вызывающих большие сомнения сделок и многие банки по данной причине уже лишились лицензии.
Отметим еще один момент. Так сложилось в русском сельском хозяйстве, что продавец пестицидов практически кредитует клиента, предоставляя отсрочку платежа на 6—9 и более месяцев.
Если клиент окажется недобросовестным либо легко мошенником, то вернуть деньги официальным методом — через арбитражные органы — будет практически нереально.
Отслеживание
Возможно ли отследить применение серых схем импорта пестицидов? При жажде — это не образовывает особенного труда.
Во-первых, уже на таможне возможно убедиться, что препарат завозится по заниженной цене. Все препараты, прошедшие госрегистрацию (а вторых по серым схемам не завозят), прекрасно известны, как и известна их ориентировочная стоимость.
Во-вторых, разумеется, что настоящим обладателем препарата есть компания-регистрант, либо его «дочка», либо клиент регистрации (в случае если регистрацию осуществляла компания, которая занимается этим процессом).
В конечном итоге препарат поступает на склад выгодополучателя (у «однодневок» складов, конечно, нет), а это легко определяется налоговыми органами.
Так что следы серого импорта средств защиты растений видны невооруженным глазом — было бы желание их заметить.
Отбеливание
В первую очередь 2015 г. обстановка на рынке пестицидов в Российской Федерации в отношении применения серых схем неспешно начала улучшаться. Кое-какие компании начинают уходить от незаконных либо полулегальных схем в сторону легального бизнеса.
Это связано с тем, что затраты и риски при применении серых схем перевешивают пользы. Налоговые органы, как мы уже говорили, все внимательнее смотрят за пестицидным рынком, а неприятностей с налоговыми органами не желает никто — ничем хорошим они не заканчиваются.
Уход от налогов — деяние уголовно наказуемое, и при жажде силовых структур возможно взять настоящий срок.
И еще. В случае если какая-либо компания, применяющая серые схемы, примет решение реализовать бизнес, то сделать это будет фактически нереально: вряд ли возможно отыскать клиента, в то время, когда большая часть для того чтобы бизнеса неизвестена («в тени»), что в будущем может привести к значительным проблемам с надзорными органами.
Ниша остается
Но кое-какие компании, реализующие средства защиты растений, все еще используют серые схемы. Этому имеется пара объяснений.
без сомнений, что, не обращая внимания на все риски, такая работа до тех пор пока весьма удачна. Помимо этого, большая часть таких компаний не могут трудиться в рыночных условиях, они не смогут предложить клиенту ничего, не считая низкой цены и (либо) долговременной отсрочки.
В таких компаниях обычно, как мы говорили, практикуют тёмную заработную плат, да и с соблюдением прав сотрудников у них, мягко говоря, не все благополучно.
Кое-какие из таких компаний и желали бы легализовать работу, но знают, что не смогут соперничать с компаниями, в далеком прошлом трудящимися на пестицидном рынке, и с теми, каковые используют серые схемы.
Один из отечественных источников, трудящийся в таковой компании, подчернул, что управление компании не видит возможности в маленький срок перейти в легальный сектор, поскольку крупные компании и серые фирмы их фактически подавят, а на нахождение способов противодействия им у компании нет ни средств, ни возможностей.
Мнения практиков
Мы задали вопрос нескольким агрономам, дистрибьюторам и фермерам: «Как вы относитесь к серому импорту средств защиты растений?» Приводим их ответы:
— Мне что серый, что белый, что тёмный — все равно. Только бы препарат был качественный и по разумной цене.
— В то время, когда мы получаем препарат у дистрибьютора, то не знаем, завезен ли он по серым схемам либо легально. Таковой информации никто не дает.
— Вот уже много лет мы получаем препараты у одного и того же никаких нареканий и дистрибьютора на них нет. А по каким схемам завезены эти препараты, кроме того дистрибьютор не знает.
— Серые схемы — это, само собой разумеется, не хорошо. Но я не видел ни одной информации, в которой были бы указаны компании, трудящиеся по серым схемам, либо препараты, завезенные по ним.
Что касается налоговой проверки по всей цепи перемещения препарата, сообщу следующее. Возлагать ответственность на конечного клиента — не лучший вариант. Данный клиент информацией о схеме поставки не располагает, да и не его это дело — искать такую данные.
Приведу пример. Вы приобрели в магазине килограмма три помидоров, а через полгода к вам пришли сотрудники налоговой администрации и требуют выплатить НДС, поскольку помидоры были завезены по серой схеме. Вздор?
Так и с пестицидами.
— Нам не страшны серые схемы. Препарат официально зарегистрирован? Внесен в Национальный каталог?
К качеству претензий нет? Цена устраивает? Так в чем неприятность?
Налоги не поступили в бюджет? Да, это не хорошо.
Но как и куда тратятся бюджетные деньги и кто за счет них живет (и живет хорошо), всем ясно. Так что стране нужно бы тверже осуществлять контроль не только поступления в бюджет, но и куда и кому идут бюджетные деньги.
А уход от налогов — это распространенная «русский забава».
Комментарий редакции
По поводу «вздора» можем сообщить следующее. Таковой «вздор» уже произошёл в государствах Восточной Европы, ставших участниками Европейского союза.
В этих государствах налоговые органы удержали НДС с конечных потребителей пестицидов. Те обратились в суды, но суды решили в пользу налоговых органов (страны).
В следствии серые схемы, а с ними и «однодневки» провалились сквозь землю как по мановению чудесной палочки.
В Российской Федерации обстановка складывается похожим образом. Как нам поведал начальник одной из больших отечественных пестицидных компаний, он уже попадал в подобную обстановку.
В силу острой необходимости его компании было нужно без промедлений приобрести один из компонентов для формуляции препарата без доскональной проверки компании-продавца этого компонента. Через кое-какие время налоговая работа предъявила к уплате НДС его компании, и все споры по этому поводу налоговая работа победила.
Сейчас, сообщил он, начиная работу с новыми поставщиками, «мы требуем все документы, впредь до устава».
Что же касается помидоров, то в этом случае клиентом есть не конкретный человек, а магазин либо торговая сеть, и НДС будут удерживать с них (если он, само собой разумеется, не уплачен ранее поставщиком помидоров). Таковы правила.
Решение проблемы
Серые схемы ввоза подрывают российский пестицидный рынок. Они ведут к тому, что добросовестные компании вынуждены вкладывать дополнительные средства для борьбы с фирмами, применяющим полулегальный импорт.
Да и бюджет не приобретает большие средства, каковые возможно было бы применять в сельскохозяйственной отрасли, к примеру, для дотаций клиентам средств защиты растений либо русским производителям пестицидов.
Борьбой с серыми схемами по закону должны заниматься налоговые органы, что они уже начали деятельно делать, и ФАС, Минсельхоз России и Минпромторг России. Непременно, данной работой должны заниматься и отраслевые союзы и общественные организации — Альянс производителей химических средств защиты растений совместно с Русским альянсом предпринимателей и промышленников, Ассоциация европейского бизнеса.
Да и легально трудящиеся отечественные компании не должны оставаться в стороне.
Результатом таковой работы будет решение проблемы серого импорта на русском рынке средств защиты растений. Это сделает его более цивилизованным и в конечном счете более удачным и русским аграриям, и стране.
В действительности, компаний, применяющих серые схемы, не так уж и большое количество, около десятка. Все, кто занят в сфере обращения пестицидов, о них знают.
Исходя из этого решение вопроса при жажде не представляется особенно сложным.
Утраты бюджета
По имеющимся у нас данным лишь за первые четыре месяца 2015 г. в следствии применения серых схем при импорте некоторых препаратов утраты бюджета составили:
— 2,4-Д + флорасулам — завезено 233072 л, недополучено при таможенной очистке — 150000 долл., неспециализированный убыток бюджета — 400000 долл.;
— галаксифоп-П-метил — всего завезено 501350 л, из них по серым схемам 162680 л (33%), недополучено при таможенной очистке — 169770 долл., неспециализированный убыток бюджета — 500000 долл.;
— десмедифам + фенмедифам — завезено 200000 л, недополучено при таможенной очистке — 130000 долл., неспециализированный убыток бюджета — 300000 долл.;
— тебуконазол, 60 г/л — все 100% препарата импортировано по серым схемам.
В целом ущерб от серого импорта для русского бюджета оценивается в пределах 20—30 миллионов. (около 1,1—1,65 млрд руб.) и образовывает приблизительно 15—20% всех поступлений в бюджет от пестицидного бизнеса.
Николай Иванов