Авианосцы изо льда собирались с опилками на войну
В то время, когда союзники подготовились к высадке в Европе, они всерьёз разглядывали проект флота огромных авианосцев изо льда. До сих пор много тех, кто уверен в том, что эта выдумка была чистым сумасшествием, как и тех, кто думает её уникальной и разумной технической идеей.
Не в полной мере светло, кто первый это придумал, но как мы знаем, что идею айсбергов-аэропортов обсуждали в первой половине 40-ых годов XX века премьер Уинстон лорд и Черчилль Луи Маунтбаттен (Louis Mountbatten), глава «Объединённых операций», английской организации несущей ответственность за развитие наступательного оружия.
Первоначально обращение шла о несложном «спиливании» вершин айсбергов, оснащении их двигателями, совокупностями связи и направлении в театр боевых действий с группой самолётов на борту.
Необходимо подметить, что столь экстравагантная мысль появилась во время, в то время, когда промышленность союзников, в особенности Англии, испытывала острую дефицит ресурсов, прежде всего – стали. Тогда как потребность в судах лишь росла.
Замёрзшая вода представлялась недорогим и неограниченным ресурсом. Как бонус – таковой авианосец был бы непотопляем, поскольку целый град торпед и бомб не имел возможности бы разбить большой айсберг на куски, а только оставлял бы на нём выбоины.
…Быть может, что они напоминали бы данный проект «громадного Аввакума» (рисунок с сайта de220.com).
Таяние для того чтобы «корпуса» не стало бы проблемой в операции, которая имела возможность занять считанные дни либо семь дней, к тому же – мало замедлить его возможно было посредством замечательных холодильных установок.
Чуть позднее мысль трансформировалась. учёный и Британский инженер Джеффри Пайк (Geoffrey Pyke), сотрудник ведомства Маунтбаттена, внес предложение собирать боевые суда из замороженных ледяных блоков, встраивая в конструкцию трубы холодильных установок.
Пайк экспериментировал с интересным материалом, названным сотрудниками-учёными в его честь – пикрит (Pykrete), и воображавшим собой замороженную смесь целлюлозы и воды (практически — небольших опилок). Оказалось, что данный лёд был многократно прочнее простого, да ещё многократно медленнее таял.
Идею этого материала посоветовали англичанам некие американские доктора наук. Но, как бы то ни было, как раз Пайк довёл план до готового проекта а также – настоящего корабля.
Прежде, но, лорд Маунтбаттен принёс (это было в первой половине 40-ых годов двадцатого века) блок пикрита на конференцию союзников в Квебеке. Рядом он поставил такой же по размеру блок простого льда.
После этого дотянулся оружие и два раза выстрелил.
Простой ледяной куб разлетелся на небольшие кусочки, а от пикрита пуля рикошетировала (куб остался цел), ранив (к счастью, не очень сильно) одного из присутствующих. По окончании таковой наглядной демонстрации американцы дали согласие принимать участие в проекте.
Современная реконструкция стрельбы лорда Маунтбаттена.
По окончании выстрела от блока пикрита откалывается кусок, от для того чтобы же блока льда – не остаётся ничего (фото с сайта geocities.com).
Данный ледяной корабль был выстроен в Канаде, на озере Patricia Lake в провинции Альберта, причём было лето, что и требовалось для опробований как технологии строительства, так и самого судна.
Именовалось оно «Аввакум» (Habakkuk), в честь пророка из Ветхого Завета, что сообщил: «Видят народы и очень удивляются! Потому, что работа, что делается в ваши дни такова, что вы не поверили бы, если бы кто-то про это сообщил».
Корабль с остовом из древесных балок и наполнением из ледяных блоков (стабилизированных тремя маленькими сетью трубок и холодильными установками) насчитывал 18,3 метра в длину, 9 с лишним метров в ширину и весил 1,1 тысячи тысячь киллограм. Его создание силами 15 человек заняло два месяца.
Строительство судна Habakkuk. Укладка первого слоя блоков.
Дополнительная теплоизоляция была сделана из хвойных иголок (фото с сайта с сайта de220.com).
Боевые же ледяные авианосцы должны были иметь длину 1,22 километра и ширину 183 метра. Их водоизмещение должно было составлять пара миллионов тысячь киллограм.
Эксперты посчитали, что трудо- и финансовые затраты делали такие суда весьма кроме того не недорогими, не обращая внимания на кажущуюся бесплатность льда. К тому же, для целлюлозного наполнения блоков пикрита, при строительства целого флота аналогичных авианосцев, о чём армейские так увлечённо говорили сначала, потребовалось бы свести чуть не все леса Канады.
система охлаждения и Новый слой пикрита (фото с сайта с сайта de220.com).
В то время, когда Habakkuk гордо поплыл по канадскому озеру (а это было в августе 1943 года) обстановка на европейском театре боевых действий понемногу начала разворачиваться в пользу союзников. Недолго поразмыслив, от ледяного флота отказались.
Но, неприятности с дефицитом металла ещё не ушли в прошлое совсем. Не напрасно же в высадке союзников в Нормандии, среди сонма различных судов, учавствовали и бетонные баржи.
Древесные же и металлические останки Habakkuk в 1970-х годах нашли на дне Patricia Lake аквалангисты.
А, возможно, имеет суть в отдельных случаях строить ледяные суда, как вы вычисляете?