Бесструнные арфы играют мелодии лазерными лучами
У архитектора Джен Левин (Jen Lewin) необыкновенное хобби — она делает лазерные арфы. Что это такое?
Это одновременно и музыкальные инструменты, и художественные инсталляции. Основной их элемент — лазерные лучи, каковые и «несут» ответственность за звуковой эффект.
Страно, не правда ли?
В действительности всё легко и ясно. Но такова уж специфика современного мастерства: создатель обязательно обязан всё разъяснить, в обязательном порядке сдобрив собственные пояснения туманными и таинственными понятиями.
И, конечно, назвать всё это концепцией.
Итак, концепция лазерных арф в истолковании Джен: «Применение света вместо настоящих струн меняет материи и наше восприятие пространства.
То, чего физически не существует (виртуальная струна), действует так, как если бы оно в том месте было». Прямо поэзия!..
Одна из первых арф, сделанная во второй половине 90-ых годов двадцатого века (фото с сайта blueink.com).
Взяв на вооружение эту — либо какую-нибудь другую — «закрученную» формулировку, в противном случае и вовсе без неё, Джен занялась лазерными арфами ещё во второй половине 90-ых годов двадцатого века и с того времени успела сделать их 8 штук. Такое вот увлечение.
Она говорит, что все арфы отличаются друг от друга: одни выполнены в виде элегантных древесных скульптур, другие не так красивы, но водостойкие и устойчивые к погодным действиям.
Одну из таких арф Джен Левин сделала на грант фонда Black Rock Art, представила её широкой публике в прошедшем сезоне на фестивале Burning Man, а на данный момент показывает собственный инструмент на Wired NextFest. Исходя из этого, по словам художницы, арфу было нужно обезопасисть не только от ветров, грязи и дождей, но и от «физического действия визитёров».
Знаменитый современный композитор Жан Мишель Жарр (Jean Michel Jarre) когда-то придумал собственную лазерную арфу и вовсю на ней играется.
Повлияло ли его изобретение на разработку Левин — неизвестно (фото с сайтов news.bbc.co.uk и pl.wikipedia.org).
Дабы получше показать возможности арфы и привлечь интерес зрителей, Джен решила сделать её составной. Инсталляция складывается из трёх арф, каковые возможно составлять каким угодно образом (любая питается от независимого источника электротока).
Кстати, Джен так и переставляла собственные творения все дни выставки. Другими словами каждым утром инсталляция выяснялась как бы новой.
«Лазерные рёбра» (Laser Ribs) — арфа 2001 года (фото с сайта blueink.com).
Но, утром, как и днём, наблюдать очень не на что — простые металлические каркасы. А вот ночью происходило что-то чудесное.
Вертикальные лучи, начинающиеся у самой почвы и быстро «обрывающиеся» на высоте до трёх метров в открытом пространстве, в чистом поле, так сообщить, — зрелище воистину чарующее. Но визитёры не забывали и про музыкальную составляющую конструкций.
И не напрасно — она также была очень необыкновенной.
Так как струны — это лучи, каковые не только возможно «дёргать», но и проходить полностью. Возможно кроме того сыграть целую композицию — пробегая (либо проходя, в зависимости от музыкальных предпочтений) по различным арфам: очевидно, в случае если конфигурация разрешает.
Джен Левин и её арфа на фестивале Burning Man.
Сборкой заниматься было нужно самостоятельно… (фото с сайта blueink.com).
По прикидкам, лучей-струн хватает октав на пять: возможно изобразить (до чего же подходящее слово!) что-нибудь весьма симфоничное, тем более что играться смогут пара человек сходу. Но не для того делась арфа лазерной, дабы её применяли как простую.
Исходя из этого Джен решила добавить в неё кое-какие «фишки», каковые и не снились композиторам, придумывавшим партии для арф.
Эта арфа — одна из последних — приспособлена как для домашних, так и для «боевых» условий (фото с сайта blueink.com).
К примеру, пересечение с одним лучом может дать два десятка самых различных сэмплированных звуков, амплитуда которых, к тому же, изменяется в зависимости от скорости передвижения: чем стремительнее, тем громче. Джен говорит, что так возможно играться самые различные мелодии — по большей части, медитативного и атмосферного характера.
…К тому же на простой арфе всем телом не поиграешь… (фото с сайта blueink.com).
На сайте Джен имеется видеоролики с игрой на лазерных арфах, сделанные в 2001 и в 2004 годах — имеется что взглянуть и послушать.
Кое-какие конфигурации составной арфы, употреблявшиеся на Burning Man в различные дни (фото с сайта blueink.com).
Заканчивая рассказ о плане лазер-арф, Джен внезапно вспоминает о том, что её инсталляция «оснащена лазерами класса, признанного надёжным для применения при прямом действии». По окончании для того чтобы занимательного объяснения концепции слова о классе аппаратуры звучат как банальность.
Но Джен можно понять: так как эти арфы, пожалуй, одни из немногих интерактивных скульптур, для которых найдётся место в музыкальной индустрии — а также не виртуальное.
Но, поживём — заметим. А до тех пор пока это лишь хобби. Необычное хобби.