Гонка сооружений: автономные роботы финишировали на старте

Кое-какие команды говорили «о да, мы можем сделать это», но в действительности никто не считал, что сможет, — подытожил один из участников гонки роботов, которой, возможно сообщить, и не было. Ни одна из автомобилей не справилась с возложенной миссией.

Было ли соревнование безлюдной тратой времени и денег?

Организаторы, зрители и участники уверены, что нет — мероприятие было очень нужным, потому, что разрешило распознать перспективные новшества: «Если бы DARPA не подняло планку так высоко, мы не заметили бы таких инноваций», — заявил представитель агентства Пентагона Ян Уокер (Jan Walker).

Но ноу-хау не помогли пятнадцати вышедшим в финал командам завоевать основной приз DARPA Grand Challenge — миллион долларов.

Притом, что кое-какие из них израсходовали в несколько раз больше.

Постараемся разобраться в каких-никаких итогах завершившегося соревнования.

Анонсируя «Великий вызов», мы поведали о существовании трёх с лишним десятков претендентов (одновременно их было 106!) и предварительных условиях гонки.

По мере того, как команды выбывали друг за другом, правила претерпевали трансформации.

Гонка сооружений: автономные роботы финишировали на старте

Маршрут пролегал по в основном пустынной местности (иллюстрация grandchallenge.org).

13 марта 2004 года задача была поставлена предельно конкретно. Роботы должны были стартовать недалеко от города Барстоу (Barstow) в Калифорнии, преодолеть около 230 км и, в итоге, финишировать в Примме (Primm), Невада, рядом от Лас-Вегаса.

За два часа до начала все взяли карту маршрута на компакт-дисках для загрузки в компьютеры роботов. Двигаться беспилотные автомобили были должны по определённому коридору, отмеченному правильными координатами.

Команды имели возможность подробно изучить любой метр автострады, разглядывая съёмки со спутника, фотографии с воздуха, 3D-модели ландшафта и топографические карты, дабы задать другие параметры и оптимальную скорость для собственных роботов.

Робот «Doom Buggy» встретился с роковым для него забором.

Машина команды Rover Systems не прошла первые же ворота (фото Scientific American).

А вот по окончании старта любое вмешательство человека в действия автомобилей было строжайше не разрещаеться.

Нужно подчернуть, что начальная расстояние была сокращена практически в два раза, а время — 10 часов — практически осталось прошлым.

Все преграды — распутье, вода, песок, тоннели, ворота, электролинии, заборы из колючей проволоки и другие неестественные и естественные препятствия — были «расставлены» так, дабы не «поразить» простой (пилотируемый) джип 4х4.

Увидим, что зрителей держали от автострады подальше посредством 80 морских сотни и пехотинцев дружинников-добровольцев. Помимо этого, 20 биологов проинспектировали «арену» на наличие черепах и выставили заграждения в местах их вероятного появления.

И вот 15 роботов, включая грузовик, первый независимый мотоцикл, багги и лёгкий электромобиль, на старте. Покинуть «пункт А» сумели всего восемь автомобилей.

Сначала «Песчаная буря» хорошо разогналась… (фото sfgate.com).

Один сходу перевернулся вверх тормашками, второй начал нарезать маленькие круги, парочка врезалось в первое же препятствие, какой-то участник тут же запутался в колючей проволоке.

Но четыре робота протянули 1,5 тысячи метров, а две автомобили проехали аж 11 километров.

Мощно выступивший на предварительных опробованиях джип «Песчаная буря» (Sandstorm), принадлежащий Red Team из университета Карнеги Меллона, кроме того установил рекорд скорости для независимых транспортных средств — 65 км/час.

…Но, в конечном счёте, перевернулась (фото weblogsinc.com).

Но в итоге на 12 километре он сбился с курса и перевернулся: объезжая горку справа, робот не увидел ямы слева. Кстати, распознавание «отрицательных» препятствий, типа крутых наклонов и ям, есть известной проблемой в автоматизации транспортных средств.

В яме «Буря» села на начала и брюхо отчаянно буксовать, почему загорелись покрышки, каковые, но, скоро потушили. Машина, влетевшая спонсорам Red Team в $3 миллиона, взяла последовательность повреждений, но восстановлению подлежит.

Другие результаты гонки выглядят приблизительно так:

— Транспортное средство под номером 22, принадлежащее команде SciAutonics, преодолело около десяти километров, но скатилось с насыпи и затихло. Машина повреждена.

— Участник №5 команды Caltech прошёл около 2 тысяч метров, но повстречала забор. Робот повреждён.

— Транспортное средство №7 с лихим заглавием Digital Auto Drive на 10 километре беспросветно заглохло. Попытки перезапустить совокупность в течение 3 часов ничего не дали — датчики так и не смогли выяснить надлежащий маршрут.

Машина повреждена.

Робот Digital Auto Drive, созданный на базе Toyota Tundra, без водителя ездить однако не может (фото Jim Seida/MSNBC.com).

— 25-я команда из Виржинии (Virginia Tech Team) что-то намудрила с тормозами собственного робота. Вот он и «стормозил» — никуда не отправился.

— Участник под номером 23 от Axion Racing Team сбился с пути в начале, да так, что не смог его, путь, начать. Дисквалификация.

— CajunBot, транспортное средство №2, прямо на старте начало тереться о стены из сетки. Дисквалифицирован.

— Робот под номером 4 команды CIMAR через несколько сотен метров нашёл беспризорный провод и запутался в нём. Снят с дистанции.

— Транспортное средство №20 TerraMax прошло практически 2 км, но внезапно повернуло обратно и, в итоге, сломалось.

Первый независимый мотоцикл команды Blue Team завалился через 3 метра по окончании старта (фото sfgate.com).

Однако, представители DARPA назвали гонку «громадным успехом» и запланировали «Великий вызов II» на 2006 год. Призовой фонд будет увеличен до $2 миллионов.

Участникам первого заезда даётся ещё один шанс, они говорят, что будут с нетерпением его ожидать.

Действительно, в сентябре 2004 года состоится вторая гонка с этими же амбициозными целями.

Независимой машине CajunBot в итоге пригодилось сходу пара «пилотов» (фото sfgate.com).

Другой конкурс устраивает Интернациональная федерация робототехнических гонок (IRRF), в которую вошли команды, не допущенные к гонке DARPA. Обидевшиеся энтузиасты рассчитывают, что также разыграют миллионный приз.

Похоже, состязания автомобилей на земле независимости от водителей скоро станут простым делом. Второй вопрос, что дело это, в первую очередь, военное.

Цель-то у организаторов осталась прошлой — к 2015 году сделать треть всех боевых транспортных средств беспилотными.

War Robots — KUMIHO, самый стремительный робот!


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: