Кочегары паровоза inspiration атакуют мировой рекорд скорости

Английские инженеры строят гоночный автомобиль в стиле автомобилей Бэтмена, пробуя доказать всему миру, что пыхтящий и «чумазый» паровой привод — ошибочный стереотип, и пар может получить второе дыхание с применением технологий и новых материалов.

Команда инженеров, гонщиков и просто энтузиастов «Английский паровой автомобильный вызов» (British Steam Car Challenge) сооружает «Воодушевление» (Inspiration), дабы побить рекорд скорости для машин с паровым приводом.

Гонщиков двое — Чарльз Барнетт (Charles Burnett) и Аннет Гетти (Annette Getty). Джентльмен и леди попеременно будут занимать место в кабине Inspiration, дабы привести машину к мировому рекорду.

И, что любопытно, рекорд скорости для паровых машин держится с 1906 года. Тогда в Соединенных Штатах гонщик Фред Марриот (Fred Marriott) продемонстрировал скорость 205,44 км/ч на паровом автомобиле, выстроенном братьями Стэнли (Stanley).

Данный рекорд был зафиксирован Интернациональной автомобильной федерацией (FIA), которой, кстати, в текущем году исполнилось сто лет. Действительно, в те годы у неё было иное наименование.

Фред Мэрриот на паровике братьев Стэнли (фото с сайта steamcar.co.uk).

British Steam Car Challenge упоминает и второй рекорд, кроме этого установленный в Соединенных Штатах, в конце 1980-х.

Гонщик Боб Барбер (Bob Barber) на экспериментальном автомобиле с паровой турбиной развил 234,32 км/ч. Но данный рекорд зарегистрирован FIA не был, так что официально действующим осталось достижение 1906 года.

Тут необходимо сделать ещё одно отступление. А. В. Моравский в книге «История автомобиля» пишет, что в 1907 году тот же Марриот на том же самом автомобиле и на том же самом пляже Ормонд (сейчас это пляж Дайтона), где проходил заезд годом ранее, ухитрился разогнаться до 288 км/ч.

Но на таковой скорости машина стала совсем неуправляемой и вылетела в воду. Фред чудесным образом остался жив.

Рекорд, конечно, не засчитали.

Как бы то ни было, англичане нацелились на достижение как минимум 320 км/ч и, при успехе, прошлая неразбериха с «паровыми» рекордами прекратит иметь значение.

Конструктор автомобиля — господин Боушер — говорит, что вырос недалеко от железной дороги, среди настоящих паровозов (фото с сайта steamcar.co.uk).

Главному конструктору команды Глайнну Боушеру (Glynne Bowsher) необходимо было решить сложную задачу.

Весьма непросто добиться от парового двигателя высокой мощности при малых весе и размерах установки. Мощность какого-нибудь ветхого паровоза может быть больше тысячу лошадиных сил и две тысячи, но вес его 80, 100, в противном случае и все 150 тысячь киллограм. Да и размеры…

Паровая установка Боушера будет развивать «всего» 300 лошадиных сил на валу (при оборотах турбины 12 тысяч в 60 секунд), но поместится в узкий и низкий кузов стремительного «Воодушевления».

Протяженность Inspiration, кстати, образовывает 5,25 метра; ширина — 1,7 метра; высота — 1,1 метра.

Кочегары паровоза inspiration атакуют мировой рекорд скорости

Аэродинамика автомобили очень идеальна (иллюстрация с сайта steamcar.co.uk).

Горючим будет помогать сжиженный пропан. Четыре парогенератора (по 28 узких горизонтальных трубок из жаростойкой нержавеющей стали в каждом), расположенные за спиной водителя (они, к слову, и занимают главной количество в автомобиля), будут поставлять паровой машине около 10 килограммов пара в 60 секунд.

температура и Давление пара составит 35 градусов и 385 атмосфер Цельсия. Каждым парогенератором возможно руководить лично, что должно повысить надёжность совокупности.

На схеме прекрасно видно размещение котлов-парогенераторов за спиной водителя.

Турбина (справа) — расположена между задними колёсами (иллюстрации с сайта steamcar.co.uk).

Пар будет направляться через четыре сопла на двухступенчатую паровую турбину, которая через понижающую передачу будет вращать задние колёса автомобили.

Турбина имеет диаметр всего 33 сантиметра. Если не учитывать громадные парогенераторы для неё, то эта турбина — необычная концентрация таковой мощности в маленьком количестве.

Напомним, кстати, что в классических паровозах в качестве рабочей выступает поршневая машина, очень сильно проигрывающая турбине по всем параметрам.

Необходимо подметить, что кузов автомобиля имеет не только маленькую лобовую площадь, но и низкий коэффициент обтекаемости — всего 0,2.

Автомобиль с очень низким уровнем вредных веществ в выбросе ещё не выстроен, пока Inspiration существует в виде модели (фото с сайта news.bbc.co.uk).

По крайней мере, на эту величину рассчитывают инженеры, создающие проект («живой» автомобили до тех пор пока ещё нет). Так что возможно прикинуть, что автомобиль сможет разогнаться и стремительнее рассчетных 320 км/ч.

Разумеется, конструкция рекордной автомобили совсем не запланирована на повседневную эксплуатацию.

Но, в то время, когда авторы проекта говорят о выборе имени автомобиля, они говорят о воодушевлении для «публичного сознания, умов будущего поколения инженеров, изготовителей и проектировщиков».

Другими словами — рассчитывают, что паровой привод может возвратиться и на серийные автомобили. А необходимо подметить, что в первые десятилетия XX века по дорогам бегали паровые машины, снаружи никак не отличающиеся от собратьев с двигателем внутреннего сгорания.

Чистые, бесшумные, никак не напоминающие чадящие паровозы.

ДВС победили эту гонку. Но с новыми разработками пар может забрать реванш.

Хотя бы на грузовиках, где размер и вес мотора (а правильнее — его котла) не так критичен, как на машине .

Основной козырь паровых автомобилей — постоянное, спокойное сгорание горючего при довольно низком давлении, в противовес взрывному периодическому сгоранию в простых ДВС.

Итог — низкое содержание оксидов азота и диоксида углерода в выбросе паровых автомобилей, в особенности, если они «кормятся» газом (как «Воодушевление»).

Английская команда очень подчёркивает, что не просто надеется побить рекорд скорости для паровых машин, но грезит привлечь таким методом внимание общества к экологической чистоте паровиков.

Старты готового автомобиля намечены на лето 2005 года. Сперва в Англии, а чуть позднее — в Соединенных Штатах — на известном озере Бонневиль.

Именно там обязан состояться штурм планки в 320 км/ч.

Рекордные опробования ТЭП80-0002 05.10.1993.TEP80 world speed record 271 km/h


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: