Межконтинентальный дирижабль нашёл будущих родителей
Огроменный воздушный корабль, готовый за пара дней перебросить практически в любую точку мира 2-тысячную армию с бронетехникой — стал ближе к действительности. Пентагон заключил договора с двумя подрядчиками, каковые взялись за проработку концепции транспортного дирижабля-гиганта.
Речь заходит о проекте агентства DARPA называющиеся «Морж» (Walrus). С того времени, как мы его расписали во всех известных в то время подробностях, прошёл 1 год ровно.
Исходя из этого кратко напомним, в чём сущность данной программы, тем более, что кое-какие подробности уточнены.
Армейские нуждаются в воздушном судне (Walrus operational vehicle — OV), талантливом за приемлемую цену перенести 500 тысячь киллограм нужного груза (а также – 1,8 тысячи бойцов) на расстояние 22 тысячи километров менее чем за 7 дней. Бойцы должны принимать участие в сражении через 6 часов по окончании высадки с судна.
Сам корабль вспоминает как «трифибия»(«tri-phibian»). Это указывает, что судно должно одинаково комфортно ощущать себя в воздухе, на земле и на воде.
Притом, что «Морж» обязан вобрать в себя последовательность экспериментальных технологических новинок и, возможно, сам стать отправной точкой для некоторых изобретений – он не имеет права потребовать строительства особой переделки и инфраструктуры уже существующей.
Это эскиз армейского дирижабля от корпорации Aeros Aeronautical Systems, взявшей $3-миллионый договор от Пентагона (иллюстрация с сайта aerosml.com).
И вот в последние дни лета DARPA сказало (PDF-документ, 30 килобайт) об отборе исполнителей для первой фазы проекта.
Lockheed Martin выделено немногим меньше $3 миллионов, а мало кому известной корпорации Aeros Aeronautical Systems — $3,3 миллиона.
SkyFreighter, как и положено «Моржу» приспособлен для посадки на воду (иллюстрация с сайта millenniumairship.com).
Ясно, что этим компаниям выделены не только деньги — им дано 12 месяцев на аналитические и другие изучения с целью выяснить, какая концепция проекта отвечает всем предъявленным требованиям, и оценить все риски.
Но это не свидетельствует одну только бумажную волокиту: в августе-сентябре 2006-го двое подрядчиков должны представить агентству готовые проекты вкупе с демонстраторами перспективных разработок (Advanced Technology Demonstration — ATD), другими словами, выкатить какие-то прототипы воздушного судна, модели и макеты.
Компания Millenium Airship также счастлива возить танки, но армейские не проявляют интереса к её концепции (иллюстрация с сайта millenniumairship.com).
Какая из двух презентаций произведёт на DARPA самоё глубокое чувство – та и выйдет во второй тур, в трёхлетнюю Фазу II, которая уже будет включать в себя демонстрацию полёта прототипа дирижабля.
В случае если же обе концепции покажутся экспертам агентства нежизнеспособными, программа «Морж» будет свёрнута к чёртовой матери (это, но, может случиться и на любом последующем этапе).
Увидим, что корпорация Aeros в дирижаблестроении – не новичок, да и гиганту Lockheed Martin, одному из основных поставщиков Пентагона, в данной области опыта не занимать. Любопытно будет посмотреть на их «Моржей», в случае если, само собой разумеется, нам их продемонстрируют.
Тяжело поверить, что в воздухе будет летать такое.
Но, как мы знаем, нет ничего неосуществимого (иллюстрация с сайта millenniumairship.com).
В это же время, на фоне продвижения проекта Walrus всплыло наименование маленькой компании с громким заглавием Millenium Airship, которая и счастлива бы бочком-бочком пристроиться к программе DARPA, да никто её в том месте видеть пока не желает.
«На встрече в Пентагоне, организованной комитетом глав штабов в апреле 2001 года, было выражено желание заметить демонстрацию отечественного прототипа SkyFreighter, — информирует компания. — Мы верим в данный воздушный корабль, в неповторимые возможности, каковые он предоставит отечественным вооружённым силам. Собственные предложения мы послали DARPA по почте 30 марта».
И вот прошло четыре года, а от агентства, значит, ни ответа, ни привета. Но Millenium Airship не унывает и, однако рассчитывая на военных, нацеливается на коммерческий сектор.
По плану DARPA, «Морж» не будет потребовать ангара для хранения.
Но компания Millenium Airship ангар всё-таки нарисовала (иллюстрация с сайта millenniumairship.com).
«SkyFreighter может транспортировать негабаритные грузы необычно большого размера на скоростях до 160 км/ч на расстояния до 9,5 тысяч километров без дозаправки, — зазывает компания инвесторов. — Отечественные воздушные суда смогут быть представлены в четырёх категориях по грузоподъёмности: 50, 150, 300 и 500 тысячь киллограм».
Millenium Airship говорит, что её SkyFreighter заполняет собой нишу между морскими судами (идут медлительно, но грузов больше) и самолётами (они стремительнее, но ограничены в размере и тоннаже груза).
«Ожидается, что коммерческий проект судна опытного образца стартует в августе 2005», — сказала компания и с апреля затихла. Может, воспрянет ещё.
Напрасно, что ли, картины прекрасные рисовали и спецификации придумывали? Да, у управления стаж в авиации по 20-30 лет.