Ретробудущее бела геддеса. летающий корабль
Во второй половине 20-ых годов XX века Норман Бел Геддес опубликовал проект трансатлантического лайнера-амфибии больших размеров. О серьёзности намерений дизайнера возможно делать выводы хотя бы по тому, что он всё подсчитал: от сроков окупаемости до количества массажистов и посудомоечных автомобилей.
В прошлых статьях мы говорили о самом дизайнере, и о его каплевидных разработках. Сейчас же — рассказ о огромном летающем корабле.
Сейчас Бел Геддес не стал трудиться в одиночку и привлёк к работе над самолетом №4 (Air Liner Number 4) германского авиаконструктора Отто Коллера (Otto Koller), создавшего более двухсот разных самолётов.
Дизайнер всерьёз думал, что Air Liner Number 4 — самолёт для тогдашнего будущего, другими словами для 1940 года. Он исходил из того, что размер имеет важное значение: огромный — значит надёжный и комфортный.
Благодаря живописцу Энди Лэкоу мы можем посмотреть на это дело не только в цвете, но и снизу (иллюстрация с сайта andylackow.com)
Так, в его проекте мы видим 9-палубный «Титаник» с командой из 155 человек, рассчитанный на 600 с лишним пассажиров.
Тотальная мощность самолета — 38 тысяч лошадиных сил, каковые складываются из мощностей 20 двигателей внутреннего сгорания по 1900 «лошадей» любой. Шесть таких же двигателей у Air Liner Number 4 в запасе.
Большая скорость самолёта — 240 км/час, а круиз должен был проходить при средней скорости 160 км/час. Полного «потолка» по высоте — трёх с лишним километров — «Номер 4» достигал бы за один час. «Радиус действия» лайнера — более 12 тысяч километров.
Не имеет смысла обрисовывать тут всё-всё, что Бел Геддес с Коллером придумали для комфорта пассажиров, которым, кстати, предлагалось платить за билет по $300 (цена подобного путешествия по воде). Но главные эйфории перечислим.
Общее число кают на двоих — 81, 179 — это спальни. Был придуман Основной зал с 11-метровыми потолками.
Основная же столовая легко преобразовывалась в танцплощадку на 100 пар, для которых игрался бы оркестр из 7 музыкантов.
Конечно же, вспоминается тот самый анекдот.
Да-да, «а сейчас со всем этим мы постараемся взлететь» (фото home.att.net).
Кроме основной столовой, планировались ещё три приватных на 40 едоков, два бара, две библиотеки, 4 теннисных корта, две парикмахерских и салон, магазин, огромная прогулочная палуба, игровая помещение для детей, гимнастические залы, веранды и без того потом.
«Мысль строительства этого самолёта — наладить сообщение между Чикаго и Лондоном. Отечественные расчёты, основанные на детальном изучении всех факторов, показывают, что предприятие — реально с коммерческой точки зрения, — писал Бел Геддес в первой половине 30-ых годов двадцатого века в собственной книге „Горизонты“, где самолёту посвящена отдельная глава.
Данный самолёт преодолеет расстояние от Чикаго до Плимута за 42 часа, притом, что возможно проводить дозаправку в воздухе. Самолет способен выполнять три рейса в том направлении и обратно в неделю, что даёт ему важное преимущество в соревновании с океанскими лайнерами, самый стремительный из которых может делать лишь один рейс в неделю.
К тому же цена постройки океанского лайнера — около $60 миллионов, а отечественный воздушный стоит всего $9 миллионов». Бел Геддес подсчитал, что Air Liner Number 4 всецело окупится и начнёт приносить прибыль спустя три года по окончании сдачи в эксплуатацию.
Поразмыслить лишь, во второй половине 20-ых годов XX века придумали такое (фото home.att.net).
В то время ещё свежи были воспоминания о затонувшем в 1912 году в Атлантике «Титанике», исходя из этого безопасности лайнера Бел Геддес уделил особенное внимание.
Машинное отделение «Номера 4» размешалось в самой верхней, девятой палубы. Она же — вспомогательное крыло.
В нём же было припасено всё нужное для ремонта и шесть запасных двигателей.
Маленькая железная дорога (!) давала бы возможность замены двигателей в воздухе в пределах пяти мин..
Бел Геддес полагал, что 20 двигателей требуются лишь для отрыва от воды, а для полёта на круизной скорости хватит 12-ти, так что судно сможет оставаться в воздухе и на половине двигателей.
На каждый пожарный в понтонах было припрятано шесть 12-метровых спасательных шлюпок, способных к перевозке 110 человек любая. Они должны были иметь двигатели, окна, связь, и напитки и продукты на 15 дней.
Не только в цвете, но и сверху. Благодаря живописцу Энди Лэкоу (иллюстрация с сайта andylackow.com).
Вдобавок ко всему лайнер нёс два мелких гидросамолета со сворачивающимися крыльями, каковые могли быть запущены в воздухе либо на воде.
«Чикаго, владея межконтинентальной авиацией, может легко стать такой же всемирный столицей как Нью-Йорк», — сказал дизайнер предпринимателям. Но американские деньги 1930-х, не то, что нынешние, другие.
И не следует забывать, что именно в 1929-м началась Великая депрессия. Air Liner Number 4 так и остался на «бумажном аэропорте».
В последней серии статей о проектах Норманна Бела Геддеса мы поведаем о модели города будущего называющиеся «Futurama». Заключение направляться.