Riot wheel: водитель колеса едет впереди него
Американский изобретатель Джек Льялл (Jake Lyall) в очередной раз изобрёл колесо. Фактически, его RIOT Wheel — сокращение от «Re Invention Of The Wheel», другими словами — «переизобретение колеса».
Но ещё «riot» значит «бунт». И в самом деле, со стороны думается, что это транспортное средство смеётся над законами физики.
Прежде, чем обрисовывать устройство этого необычного механизма, необходимо сообщить несколько слов об истории его появления. Мысль пришла автору колеса во сне. Льялл в далеком прошлом интересовался экзотическими транспортными средствами. Особенно моноциклами.
Вот, так сообщить, навеяло.
Колесо собственное Льялл выстроил намерено к очередному (2003 года) ежегодному фестивалю Burning Man, что проходит на протяжении семи дней в американской пустыне Black Rock.
Тут не избежать и пары слов о фестивале, замечательно характеризующем автора изобретения.
На данный форум съезжаются десятки тысяч людей, у которых, как мы бы сообщили «шило в одном месте». Скучно им быть такими, как все.
Необходимо им самовыражение. В творческой и конструктивной, увидим, форме.
Вот и появляются раз в году в пустыне диковинные необычные скульптуры и светящиеся замки, прочие продукты и загадочные машины деятельности неуспокоенных личностей.
Самодвижущееся колесо Льялла было нужно в том месте очень кстати.
люди и Эта пирамида у её подножия дают представление о размахе фестиваля Burning Man; снимок 2003 года (фото с сайта burningman.com).
В отличие от известных моноциклов, шофер RIOT Wheel сидит не в колеса, а снаружи. в первых рядах.
Со стороны думается, что он обязан упасть. Что при резком разгоне он опрокинется на пояснице, а при торможении — уткнётся носом в почву.
Но ничего аналогичного не происходит, как нетрудно додуматься, из-за противодействия умной совокупности грузов, упрятанных в колеса.
Фактически, основных противовесов два. Один — особый груз (204 килограмма) на финише «крана» — совокупности рычагов, машинально занимающих необходимое положение.
Второй противовес — это двигатель (ДВС, 80 «кубиков», 4 такта, 6 лошадиных сил, Honda), талантливый поменять собственное положение в колеса независимо от первого противовеса.
Джек Льялл не лишён эмоции юмора. «Они считаюм, что я остановился, дабы ответить на их вопросы, — пишет он в подписи к этому кадру с Burning Man 2003. — А я пологаю, что легко даю остыть перегретому сцеплению» (фото с сайта theriotwheel.com).
Ещё имеется гироскоп (весом 30 килограммов), поворачивающийся в вертикальной плоскости, но талантливый отклоняться по горизонтальной оси, отзываясь на поворот рукояток управления. Он проходит службу в роли «руля».
Кроме этого управлению машиной содействует кресло водителя, отклоняемое в стороны на 15 градусов.
Главный противовес занимает такое положение, дабы уравновесить сидящего водителя. Независимо от того — стоит колесо на месте либо едет.
Увидим попутно, что очень широкая шина (наровне с гироскопом) кроме этого содействует устойчивости конструкции в «стартовом» положении, в то время, когда кресло водителя на особой раме отрывается от почвы.
ДВС же сам отклоняется вперёд (при разгоне) либо назад (при торможении), пропорционально развиваемому крутящему (тормозному) моменту.
Схема моноцикла Льяллы. A — рама, B — сиденье, C — ручки контроля над двигателем, краном и «гироскопом», D — ДВС, E — трансмиссия, F — тормоз, G — основной противовес, H — гироскоп, I — бензобак, J — шина шириной 50 сантиметров (иллюстрация с сайта popsci.com).
Вся механика вычислена так, дабы машинально удерживать центр тяжести всей совокупности в нужной точке: перед осью колеса на протяжении равномерного движения и разгона, сзади оси при торможении либо под осью — на протяжении остановки без опускания кресла на землю.
Отклонения центра тяжести, говорит инженер, достаточно для реализации полного крутящего момента ДВС и интенсивного торможения впредь до юза.
Вес всей автомобили образовывает 500 килограммов, скорость — приблизительно 46 км/ч.
Положение центра тяжести совокупности (красная точка), водителя, двигателя (светло синий квадрат) и противовеса (зелёный сектор) при посадке, положении готовности, торможении и разгоне (иллюстрации с сайта theriotwheel.com).
на данный момент под «завесой тайны», как шутит изобретатель, Льялл сооружает RIOT 2 и RIOT 3.
Они будут значительно (приблизительно в два раза) легче, чем первый пример, и приводиться в перемещение уже не слабеньким ДВС, а громадными электродвигателями мощностью 30 и 200 лошадиных сил соответственно.
Один из этих аппаратов (третий) будет самым стремительным в мире моноциклом.
Кстати, как нам удалось определить, действующий рекорд для моноциклов — 85 км/ч.
На этом снимке возможно рассмотреть кое-что из начинки RIOT Wheel (фото с сайта theriotwheel.com).
К слову, об опробованиях другого американского монстра — моноцикла McLean V8 monowheel, с восьмицилиндровым двигателем от легкового бьюика, на полную скорость — до тех пор пока что-то не слышно.
Тут (в нижней четверти страницы) вы имеете возможность отыскать видео (MPEG-файл), демонстрирующее неспешное фланирование этого чуда. Небыстро? Но звук…
Ну, а в то время, когда мы заметим электрический скоростной «бунт» от Льялла? Обещает этим летом.
Уж возможно изобретатель не пропустит Burning Man 2004, что пройдёт с 30 августа по 6 сентября.