Внутреннее оборудование пассажирских вагонов
Внутреннее оборудование пассажирского вагона по большей части складывается из кроватей, столиков, полок для багажа. К внутреннему оборудованию относятся кроме этого перегородки, разделяющие пассажирское помещение на купе, оконные решетки, крышки по трубам отопления.
Внутреннее оборудование вагонов должно быть прочным, эргономичным по габаритным размерам и конструкции, имеют в основном заоваленные углы. Спинки кроватей на ночь поднимаются и употребляются для сна, подоконные столики сделаны откидными.
Так как на ходу вагона предметы оборудования подвергаются сотрясению, клеевые соединения подробностей в них в большинстве случаев усилены шурупами, болтами. Из клеев используют казеиновые и синтетические, прекрасно сопротивляющиеся атмосферным действиям, поскольку вагоны, в особенности в поездах дальнего следования, в течение каждого рейса бывают в разных (изменяющихся) климатических условиях.
Кровати имеют разное расположение и различное устройство в вагоне в зависимости от его назначения и типа.
В вагонах пригородного сообщения кровати поперечные, без подъемных спинок. Предназначены они лишь для сиденья. Основанием дивана (в большинстве случаев спаренного) помогают фигурно изогнутые ножки из полосовой стали. К ножкам прикреплены древесные рамы для сидений и для спинки.
На рамы настилаются продольно, не склеенные между собой бруски жёсткой лиственной породы. Габариты: высота спинки от пола 970 мм, высота сиденья 470 мм, глубина сиденья 475 мм.
В вагонах последних выпусков сиденье для удобства делается с уклоном к спинке в 3°.
Раму вяжут на шипах с клеем и дополнительно крепят железными угольниками. Все крепления и остальные соединения в диване сделаны на болтах, шурупах и глухарях.
К торцу дивана прикрепляют шурупами с полукруглыми головками сплоченный на клею фигурный щит, соответствующий по очертаниям контуру поперечного сечения дивана. Щит закрывает железное болтовые соединения и основание дивана.
Рис. 1. Вязка оконной рамы ЖД вагона
В каждом открытом купе пассажирского вагона дальнего следования имеются два поперечных трехместных и два продольных одноместных дивана. Кровати в большинстве случаев спаренные (двойные) и разделяются перегородкой.
Поперечный диван (рис. 2) складывается из сиденья и поднимающейся спинки. Последняя в поднятом положении помогает спальным местом. Для сиденья устраивают горизонтальную раму из дубовых либо лиственничных брусков.
С одной продольной стороны рама опирается на две точеные ножки, а с другой — на стойку, разделяющую двойной диван. Дальний от прохода финиш рамы крепится к стенке вагона при помощи опорных брусков.
Ножки внизу засунуты в чугунные ботинки, прикрепленные к полу вагона шурупами. Обвязочные бруски рамы стянуты одним болтом на протяжении и тремя болтами поперек.
На раму положен на клею и шурупах щит, склеенный из сосновых досок толщиной 35 мм.
Вертикальные стойки между спаренными кроватями связаны между собой брусками и несут обшивку, образующую спинку кроватей и в один момент перегородку между смежными купе. Верхняя часть перегородки узкая, исходя из этого с обеих ее сторон во всю длину образуются углубления, в каковые входят подъемные спинки — подвешенные на петлях щиты.
В горизонтальном положении подъемная спинка удерживается со стороны прохода поворотным кронштейном из металлического прута, а у стенки — откидным пальцем.
Рама подъемной спинки складывается из четырех обвязочных брусков с фальцами на внутренних кромках и двух средников. Щит образуется заполнением рамы в поперечном направлении вагонкой.
Древесная стойка кроватей, расположенная у прохода, скрепляется с потолком при помощи вертикального металлического круглого стержня, привернутого шурупами к потолку вагона. Пространство между боковой стеной и стержнем вагона заделывается щитом: в купейном вагоне — до потолка, в вагоне с открытыми купе — на высоту 300 мм от полок для багажа.
Маленькие кровати на протяжении второй стенки вагона имеют такое же устройство, как и поперечные, у них лишь меньше ширина сиденья и громадную длину имеют подъемные спинки. Две парные спинки, поднятые в горизонтальное положение, примыкают кромками одна к второй, образуя верхнее спальное место.
Между кроватями к стенке привернут на петлях щит длиной, равной расстоянию между кроватями, и шириной, равной ширине кроватей. Щит, опущенный в горизонтальное положение кромками, входит в фальцы на концевых кромках сидений кроватей и вместе с ними образует нижнее спальное место на протяжении стенки.
В поднятом положении щит удерживается у стенки повертывающимися крюками. iK нижней поверхности щита, перпендикулярно к ней, прикреплен кромкой на клею и шурупах второй щит меньших размеров. В то время, когда громадный щит поднят, меньший щит образует между продольными кроватями столик.
Рис. 2. Устройство поперечного дивана с подъемной спинкой в вагоне дальнего следования
Столик у окна между поперечными кроватями прикреплен на клею и шурупами к двум кронштейнам из древесных брусков. Кронштейны прикреплены к стенке вагона.
Столик представляет собой склеенный щит с обкладкой по трем внешним кромкам.
Выше подъемных спинок, на расстоянии 650 мм от них, устроены полки для багажа. Под каждую поперечную полку к металлическому стержню, составляющему продолжение вертикальной стойки кроватей, прикреплен железный кронштейн, а к стенке вагона на уровне кронштейна — брусок трапециевидного сечения.
Полка крепится к ним шурупами. Она представляет собой склеенный сосновый щит 1800X800X25 мм.
Полки над маленькими кроватями прикреплены на железных кронштейнах к продольной стенке вагона во всю длину отделения для пассажиров и складываются из сомкнутых торцами щитов с поперечным сечением 460X25 мм.
Крышки по трубам отопления делают из досок.
В коридоре купейных вагонов нет ни кроватей, ни полок для багажа — имеется лишь узкие откидные (на петлях) подоконные столики и по стенке около столиков маленькие откидные (на пружинах) сиденья.
В мягком вагоне откидные спинки и диваны устраивают с пружинами, покрытыми жёсткой тканью, настилом из конского волоса и по волосу снова жёсткой тканью. Сверху кровати покрыты декоративной тканью.
Мягкое сиденье делают съемным; укладывают его на коробку (рундук), связанный из досок.
В цельнометаллическом вагоне отделение для пассажиров поделено на 10 открытых купе перегородками из фанерованных столярных плит толщиной 25 мм. Любая перегородка складывается из нижнего верхней фрамуги и прямоугольного щита.
Протяженность фрамуги равна ширине вагона в (2936 мм), высота 720 мм. Верхняя кромка фрамуги опилена по профилю потолка. Фрамуга крепится к каркасу шурупами на угольниках,
Шов соединения фрамуги с потолком закрывается карнизом, а соединение с нижней частью перегородки — раскладкой.
По перегородкам в купе установлены два поперечных дивана над ними подвешены вторые спальные полки, каковые в дневное время на шарнирах поднимаются вверх. Продольный диван складывается из двух боковых среднего щита и неподвижных сидений.
Ори помощи шарнирно-рычажного устройства возможно средний щит перевернуть и, нацепив на крюки к стенке вагона, перевоплотить его в приоконный столик.
Рис. 3. Внутреннее оборудование купе твёрдого вагона дальнего следования
Продольная спальная полка подвешена на тягах, между которыми укреплена решетка, ограждающая оконное стекло. На дневное время вторую полку вместе с решеткой поднимают под третью, грузовую, полку и так окно не заслоняется,
Сиденья кроватей имеют рамочную конструкцию. У поперечного дивана передний брусок рамы делают из дубового массива, остальные обвязочные бруски, и средники изготовляют из сосны.
Щит сиденья представляет собой 10-мил-лиметровую клееную фанеру, облицованную дубовой строганой фанерой толщиной 1,2 мм.
Щит хорошо на клею вставляют в фалец переднего бруса, на остальные бруски обвязки и на средники его наклеивают. Заднюю и боковые кромки сиденья оклеивают обкладкой из дубового массива толщиной 6 мм, которую дополнительно крепят шурупами.
Рис. 4. Чертеж сиденья поперечного дивана цельнометаллического вагона с открытыми купе
Сиденье дивана откидное, на трех петлях оно привернуто к особому петлевому брусу. Для удобства сиденье делают вогнутым по ширине, со стрелой прогиба до 40 мм. Опирается сиденье на рундук — ящик для хранения вещей.
Под продольными кроватями рундуков нет.
По бокам кроватей со стороны прохода устанавливаются так именуемые боковины. Любая боковина соединяет попарно смежные кровати, расположенные с обеих сторон межкупейных перегородок, и закрывает торцовые швы и видимые соединен ния на шурупах и болтах.
Вторые полки для лежания имеют такую же конструкцию, как и сиденья нижних кроватей, но у них пара облегчены подробности. Передний дубовый обвязочный брус имеет прямоугольное сечение.
Для верхней поверхности полки используют облицованную дубом 7-миллиметровую клееную фанеру, для нижней — такую же фанеру 3-миллиметровую.
Третьи, грузовые, полки опираются на железные кронштейны. Эти полки делают из столярных плит толщиной 25 мм,
фанерованных с одной стороны дубом. Кромки полок, не считая той, которая примыкает к перегородке, облицовывают дубовой обкладкой.
Обкладку прикрепляют в гребень и паз на клею.
Крышки подоконных столиков изготовляют из столярной плиты, кромки закрывают обкладкой из клееной фанеры толщиной 6 — 8 мм, облицованной дубом. Верхнюю поверхность столиков оклеивают линолеумом коричневого цвета.
Любой столик укреплен на железном кронштейне.
Внутреннее оборудование купейных и мягких цельнометаллических вагонов отличается трансформацией некоторых размеров и улучшенной отделкой. К примеру, кромки предоконного столика облицованы железной планкой, полка для багажа над диваном складывается из железной рамки с натянутой сеткой, главное место для багажа — надкоридорная ниша.
Над нижними кроватями и на внутренней стороне двери купе установлены зеркала, кровати пара шире и дольше. В мягких вагонах сиденья, спинки и вторые полки сделаны на пружинах.
Внутренние стенки, двери, окна, кровати, другое оборудование и полки твёрдых пассажирских вагонов дальнего следования с древесными кузовами, и стенки вагонов местного сообщения покрываются укрывистой краской с разделкой под дуб. Потолок окрашивается в белый цвет, пол — в коричневый.
В мягких и твёрдых купейных вагонах внутреннее оборудование довольно часто декорируют лаком. Потолок обивается белой клеенкой, стенки — линкрустом с последующей окраской.
В цельнометаллических вагонах стенки и все внутреннее оборудование отделываются лаком.