Железнодорожный автобус прекрасно сходит с рельсов
Как по-японски сообщить «двухрежимное транспортное средство»? Весьма легко: «добуккуредзимуное торансупорутоное суреддосуво». Но это — в случае если русское словосочетание воспроизвести в японской транслитерации. А на своём языке японец скажет «дюару модо бикуру».
Либо же без звучно сядет в автобус, что помчит его и по шоссе, и по железной дороге.
Новость содержится в следующем: японская компания JR Hokkaido (Hokkaido Railway Company) заявила, что в апреле 2007 года запустит в эксплуатацию собственное двухрежимное транспортное средство DMV (Dual Mode Vehicle). Первым откроется турмаршрут из Хамакосимицу (Hamakoshimizu) в Мокото (Mokoto) — жёлтые транспортные средства будут ехать в «пункт Б» 11 километров по рельсам, как поезда, а возвращаться в «пункт А» 21 километр по простым дорогам, как автобусы.
Вам может показаться, что DMV — легко экзотическое развлечение для туристов. Это не так: на любопытных путешественниках двухрежимное транспортное средство только пройдёт двухлетнюю финальную обкатку.
А при успехе опробований, в котором JR Hokkaido не сомневается, DMV начнёт делать собственную основную функцию — перевозить быстро уменьшающееся сельское население Хоккайдо.
На дороге, где «рельсовые» возможности DMV не видны, автобус способен поразить разве что дизайном.
Долгий «шнобель»? Но так как нужно где-то прятать колёса (фото с сайта sakura.ne.jp).
Дело в том, что на острове треть линий JR Hokkaido перевозит меньше 500 пассажиров в сутки, другими словами маршруты эти убыточны. А нетрадиционный DMV, по идее, уменьшит затраты на перевозку и сделает услуги компании более привлекательными: ожидается, что пассажиропоток увеличится, в то время, когда люди оценят удобство недорогой доставки «от двери до двери».
И в случае если крестьяне Хоккайдо признают новинку, совокупность, в полной мере быть может, распространится в масштабах всей Японии, в противном случае и в мире.
DMV проигрывает локомотиву по размерам, но имеет если сравнивать с ним последовательность преимуществ (фото с сайта sakura.ne.jp).
Разработкой DMV железнодорожники из JR Hokkaido занялись ещё в 2000 году. Эксперты компании тогда замечательно знали, что первая попытка создания двухрежимной совокупности была предпринята английской компанией LMS (London, Midland and Scottish Railway) в далёком 1932-м, и что перед Второй мировой войны подобные разработки вели Германия, Австралия и япония.
Но, по солидному счёту, бесполезно.
Именно поэтому рисунку возможно разобраться в устройстве колёс DMV (иллюстрация с сайта washington.edu).
Были известны и обстоятельства неудач предшественников: во-первых, переход с одного режима на другой занимал через чур много времени (приходилось чуть ли не вручную поменять колёса), во-вторых, наслаждение получалось чересчур дорогостоящим, в-третьих, нерешённой проблемой оставалась безопасность транспортных средств, в-четвёртых… Другими словами, создатели DMV учли все чужие неточности и, как им думается, сделали близкое к совершенству «дуальное» транспортное средство.
Опытный образец был закончен в 2004 году, и с того времени машину медлено тестируют. 25-местный автобус (то ли дизельный, то ли бензиновый, но — не электрический) имеет задний привод, другими словами задние, сдвоенные колёса, обутые в простые резиновые покрышки, толкают его и по шоссе, и по рельсам.
Для железной дороги имеются четыре металлических колеса, каковые на асфальте скрываются в корпусе автомобили.
Переключение режимов происходит скоро — всего за 10-15 секунд.
На данной схеме продемонстрирован въезд на рельсы с выпуском направляющих роликов и заменой колёс (иллюстрация с сайта washington.edu).
Выглядит это приблизительно так. С шоссе, на котором DMV может развивать 60 км/ч, автобус в подготовленном для этого месте въезжает на рельсы.
Совершенно верно позиционироваться ему оказывают помощь горизонтальные направляющие ролики, каковые при бездействии также прячутся в недрах DMV.
После этого опускаются металлические «ЖД» колёса, а передние «асфальтовые» приподнимаются и повисают над дорогой. Так, по рельсам машина движется на шести колёсах.
При съезде на шоссе операция проводится в обратной последовательности.
Автобусы возможно сцеплять между собой, но так, дабы передние колёса каждой из автомобилей всё равняется висели в воздухе (фото с сайта sakura.ne.jp).
Самое приятное во всём этом — применение существующей инфраструктуры: простая «железка», простые шоссе, специально для DMV практически ничего не нужно строить, разве что организовать «точки входа» на рельсы.
В JR Hokkaido кроме этого отмечают, что DMV не только ликвидирует необходимость пересадки пассажиров с поезда на автобус, либо напротив. Он предлагает ответ и других серьёзных неприятностей, к примеру, появляющихся на железной дороге по окончании оползней либо камнепада — двухрежимная машина повреждённый отрезок, в случае если в наличии имеется хоть какая-то дорога.
По непроверенным данным, цена одного автобуса — около $145 тысяч.
Далеко показываются ЖД дороги.
DMV готовятся к выходу на маршрут (фото с сайта sakura.ne.jp).
Напоследок скажем, что двухрежимное транспортное средство из Японии — не самое экзотическое из тех, что нам приходилось видеть.
Мы говорили про рельсомобили TriTrack, каковые сбрасывают колёса и батареи, обрисовывали идею машин на рельсах, информировали об автопоезде Blade Runner, что дружит с железной дорогой, и, наконец, говорили о том, как из автобуса сделать поезд.
Но все эти проекты так и остались на бумаге, в то время как «дюару модо бикуру» уже катают представителей японских правительства по асфальту и рельсам 3-километрового испытательного участка.