Сущность явления износа

Сущность явления износа

Срок работы автомобилей и станков определяется их износом, под которым понимается большая потеря механизмом начальных эксплуатационных качеств.

Изнашивание — это необратимый процесс трансформации размеров подробностей на протяжении эксплуатации автомобилей. Наряду с этим, в большинстве случаев, изменяется форма, состояние и размеры рабочих поверхностей подробностей.

При определенной величине таких трансформаций наступает резкое ухудшение эксплуатационных качеств отдельных подробностей, агрегата и механизмов в целом, что приводит к необходимости ремонта.

Подробности оборудования изнашиваются неравномерно: в зависимости от условий работы одни подробности изнашиваются стремительнее, другие -медленнее.

Постепенные (износные) и неожиданные (аварийные) отказы

Постепенные отказы появляются при верной эксплуатации в следствии долгой работы автомобилей без заметного понижения качества работы ее. Катастрофический отказ — это следствие износа деталей автомобили, скоро нарастающего (прогрессирующего) и в течение маленького времени достигающего размеров, при которых предстоящая работа автомобили делается неосуществимой.

Обстоятельствами аварийных износов смогут быть нехороший уход, в частности несоблюдение режима смазки; большая перегрузка автомобили при эксплуатации; несвоевременный либо не хорошо выполненный ремонт.

Аварии во многих случаях выводят оборудование из строя на долгое время, на восстановление оборудования по окончании аварии приходится затрачивать большое количество средств.

Одной из основных обстоятельств поломок подробностей есть отсутствие либо неисправность предохранительных и блокирующих ограничителей и устройств перемещений.

Для последовательности подробностей установлен предельно допустимый износ, т. е. величина износа, при которой предстоящая эксплуатация данной подробности недопустима. В большинстве случаев предельные износы подробностей устанавливают, руководствуясь следующими показателями:

— понижением надёжности и прочности подробностей;

— трансформацией характера сопряжения;

— влиянием изношенных подробностей на работу вторых подробностей сборочной единицы.

Интенсивность (быстрота) изнашивания подробностей оборудования в громадной степени зависит от режима и условий их работы, от материала, характера смазки трущейся пары, от скорости скольжения и удельного усилия, от температуры в зоне сопряжения и от внешней среды (запыленность окружающего воздуха и др.).

Различают следующие виды износа: механический, молекулярно-механический и коррозионный.

Механический износ результат действия сил трения при скольжении одной подробности по второй. Наряду с этим виде износа происходит истирание (срезание) поверхностного слоя металла у совместно трудящихся подробностей, каковые исходя из этого теряют собственные геометрические размеры.

Механический износ появляется при работе таких распространенных сопряжений подробностей, как вал-подшипник, станина-стол, поршень-цилиндр и др. Он появляется и при трении качения поверхностей, поскольку этому виду трения неизбежно сопутствует и трение скольжения, но в аналогичных случаях износ не редкость небольшой.

характер и Величина износа подробностей зависят от физико-механических особенностей верхних слоев металла, условий работы сопрягаемых поверхностей, давления, относительной скорости перемещения, условий смазки трущихся поверхностей, степени шероховатости последних и др.

самоё разрушительное воздействие на подробности оказывает абразивный износ, что отмечается в тех случаях, в то время, когда трущиеся поверхности загрязняются небольшими абразивными и железными частицами. В большинстве случаев такие частицы попадают на трущиеся поверхности при обработке на станке литых заготовок (подробностей) либо результат изнашивания самих поверхностей, попадания пыли и др.

Такие частицы долгое время сохраняют собственные режущие особенности, образуют царапины, задиры и, смешиваясь с грязью, делают роль абразивной пасты, при помощи которой происходит изнашивание и интенсивное притирание сопрягаемых поверхностей.

Износ подробностей зависит и от вторых обстоятельств, среди них и от характера сотрудничества сопрягаемых поверхностей. Сотрудничество поверхностей подробностей без относительного перемещения приводит к смятию металла, что характерно для шпоночных, шлииевых, резьбовых и других соединений.

На протяжении работы многие подробности автомобилей (валы, зубья шестеренок, шатуны, пружины, подшипники) подвергаются долгому действию переменных нагрузок. Эти динамические нагрузки значительно страшнее для прочности подробности, чем нагрузки статичеекие.

При действии переменных нагрузок разрушение подробностей происходит без заметных остаточных деформаций (хрупкий излом).

Механический износ может вызываться и нехорошим уходом за подробностями оборудования. Наступление износа ускоряется нарушениями в подаче смазки, опозданиями в производстве ремонтов и недоброкачественным ремонтом, сильной перегрузкой автомобилей.

Явление разрушения материала от действия переменных нагрузок вызывается усталостью материала.

Валы, пружины и другие подробности разрушаются от усталости в поперечном сечении. Наряду с этим получается основной вид излома с двумя территориями: территорией развивавшихся трещин и территорией, по которой случился излом.

Поверхность первой территории ровная, а поверхность второй — с раковинами, а время от времени зернистая. Таковой излом показывает, что обстоятельством поломки есть усталость.

Для предотвращения разрушения от усталости принципиально важно верно выбрать размеры поперечного сечения снова изготовляемой либо ремонтируемой подробности и сделать подробность по возможности так, дабы она не имела резких переходов от одного размера к второму. Наряду с этим направляться не забывать, что грубо обработанная поверхность, наличие царапин и рисок смогут стать обстоятельством происхождения трещин усталости.

Верная эксплуатация, своевременный и доброкачественный ремонт, в большинстве случаев, исключают возможность аварий и существенно увеличивают долговечность автомобилей.

Молекулярно-механический износ содержится в прилипании (схватывании) одной поверхности к второй. Это явление отмечается при недостаточной смазке, при большом удельном давлении, в то время, когда две поверхности сближаются так хорошо, что начинают функционировать молекулярные силы, приводящие к схватыванию поверхностей при трении.

Коррозия в большинстве случаев появляется у подробностей автомобилей и установок, испытывающих яркое воздействие воды, воздуха, веществ, температуры. В случае если температура окружающей среды в производственных помещениях неустойчива, то любой раз при ее увеличении содержащиеся в воздухе водяные пары, соприкасаясь с более холодными железными подробностями, осаждаются на них в виде конденсата.

Это приводит к ржавлению металла, т. е. соединение металла с кислородом воздуха.

Под влиянием коррозии в подробностях образуются глубокие разъедания, материал получает губчатую поверхность, теряет механическую прочность. Эти явления наблюдаются, например, у подробностей гидравлических прессов и паровых молотов, трудящихся в среде пара либо воды.

В большинстве случаев коррозионный износ сопровождается и механическим в силу сопряжения одной подробности с другой. В этом случае происходит так именуемое коррозионно-механическое изнашивание, т. е. комплексный износ.

Как избавиться от страданий…


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: